Конкурс на главу налоговой: фискальная дюжина
22 апреля 2015 совет по отбору кандидатов на должность главы Государственной фискальной службы огласил шорт-лист претендентов. Из более чем пяти десятков лиц, участвовавших в отборе, к последнему этапу конкурса осталось 12.
Среди финалистов – сотрудники фискальной службы, общественные деятели и представители бизнеса – как крупного, так и не очень. В финал, в частности, прошли: исполняющий обязанности главы ГФС Максим Мокляк, экс-заместитель министра финансов Денис Фудашкин, глава комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики Роман Насиров, члены этого комитета Оксана Продан и Нина Южанина, Геннадий Васюков (управляющий партнер «Васюков, Остапюк и Партнеры»), Виктор Гладун, Дмитрий Деревицкий (учредитель ООО «Алло»), Юлия Дроговоз (вице-президент УСПП), Андрей Коломиец (директор по финотчетности и управленческим системам «ArcelorMittal Кривой Рог»), Алексей Любченко (экс-глава Государственной налоговой администрации), Игорь Петрашко (замгендиректора агрохолдинга «Укрлэндфарминг», бывший глава инвестиционно-банковского управления «Тройка Диалог Украина»).
Согласно данным Forbes, изначально шорт-лист состоял из девяти кандидатов. В сравнении с обнародованным позднее списком в нем не было фамилий Оксаны Продан, Юлии Дороговоз и Нины Южаниной. «Комиссия не пропустила их. Но затем, по требованию Банковой, они были внесены», – рассказал Forbes источник, знакомый с ходом событий. На вопрос, считать ли в таком случае, что победитель будет выбран из этих троих, собеседник сказал, что такая вероятность высока, но торги будут идти до последнего.
Вчера на брифинге, где Минфин объявил финалистов, заместитель министра Елена Макеева отметила, что возглавлять службу должен человек, который не только понимает налоги, но и имеет опыт в руководстве крупными компаниями: «Очень важно, чтобы этот человек был дистанцирован как от политических процессов внутри страны, так и от влияния интересов финансово-промышленных групп или большого бизнеса».
Исходя из списка финалистов, такого человека выбрать будет непросто, поскольку большинство являются либо представителями различных политических сил, либо людьми, уже работавшими в системе. Более того, собеседники Forbes уверяют, что основной выбор будет сделан не по итогам выбора Комиссии, а по результатам консенсуса между Администрацией президента и Кабмином.
По словам Игоря Петрашко, человека из бизнеса, предложение попробовать свои силы на конкурсе поступило к нему извне. «Обратился Ward Howell, который занимается поиском, – и предложили. Сказали, что считают, что я могу быть хорошим кандидатом, и я согласился. Сам не искал», – рассказал он Forbes.
Конфликта интересов в случае своей победы топ-менеджер компании Олега Бахматюка не предвидит. «Я работаю в этой компании [«Укрлэндфарминг»] неполные два года. Я бы сказал, что я скорее инвестбанкир, чем аграрий, – подчеркнул он, напомнив, что его резюме насчитывает целый перечень международных компаний с высокой репутацией, в частности, Ernst&Young. – Я вообще человек далекий от какой-либо политики. На данный момент никаких попыток политических договоренностей не было. Не знаю, будут ли они в будущем».
Еще один фигурант шорт-листа Юлия Дороговоз констатирует, что несмотря на максимальную публичность отбора, должность главы ГФС остается политической. «Очень жаль, что все так, поскольку это – чисто техническая должность. Эту работу должны выполнять профессионалы и специалисты, которых никто не должен знать, – уверена она. – Мы понимаем, что основное решение принимается, не дожидаясь завтрашнего дня. Работа давно кипит, идут какие-то согласования, утряски между АП и Кабмином. Это не то, что завтра Яценюк первый раз увидит претендентов и примет решение».
Свои шансы на победу она оценивает невысоко, но дело тут не в профессиональных качествах. «Я понимаю, что меньше всего есть шансов у такого человека, как я, потому что я ничейная, – называет она основной недостаток. – Нет смысла за меня договариваться. Но то, что я прошла, я оцениваю в целом позитивно».
Немного больше оптимизма у депутата от БПП Оксаны Продан. Еще на прошлой неделе она рассказывала журналистам о своем видении реформ ГФС. Собственные шансы на победу она оценивала как больше 50%. При этом, по ее словам, с политиками договориться не пыталась. «Я подалась не как народный депутат, а как человек, который считает, что он имеет опыт, имеет знания, имеет возможности», – объяснила Продан. Впрочем, у депутата есть поддержка ряда общественных организаций, а также, по данным Forbes, на финальном этапе ее кандидатуру поддержала министр финансов Наталья Яресько.
По мнению Петрашко, позиция политически интересна и правительству, и АП. «Тут надо учитывать также фигуру министра финансов Натальи Яресько – она достаточно сильна и независима, и не думаю, что она будет апатично соглашаться на какое-то заведомо договорное проведение конкурса», – подчеркивает Игорь Петрашко.
Источники Forbes, близкие к правительству, прогнозировали, что наилучшие шансы на победу были у действующего и.о. главы ГФС Максима Мокляка. В случае если Кабмин сумеет договориться с АП, именно он может занять кресло Игоря Билоуса. Но после вероятного назначения последнего главой ФГИ должность главы фискальной службы может остаться за Банковой.
«Если будет сделан выбор в пользу действующих чиновников фискальной службы – это является сигналом для общества, что ничего не меняется, – поясняет Юлия Дороговоз. – Посмотрите на последний год, и вы увидите, что система имеет очень много недостатков, и где-то стало даже хуже». Среди основных недостатков она называет непрозрачное администрирование и усложнившиеся условия работы бизнеса.
Валерий Пекар, координатор общественной платформы «Нова Країна», который входит в конкурсную комиссию, на брифинге заверил, что одного явного лидера пока нет. «Я хочу вас уверить, что там есть из кого выбирать. Люди, которые вышли в финал, очень разные. Там есть очень сильные кандидатуры, и их много», – сказал он.
Параллельно с конкурсным отбором, на котором участники презентуют свои предложения, в Кабмине говорят о необходимости реформирования Государственной фискальной службы. При этом активно обсуждается вариант переподчинения ГФС Министерству финансов в виде департамента.
Сопредседатель депутатской группы «Возрождение» Виталий Хомутынник считает эту идею несостоятельной. «Обсуждения по поводу создания отдельного «фискального департамента» в Министерстве финансов вместо ГФС мне кажутся несерьезными. Служба – это большая структура, которая сегодня объединяет налоговую и таможню. Вряд ли отдельный департамент в министерстве сумеет эффективно выполнять такой объем работы», – объяснил он Forbes.
Впрочем, какой будет служба ГФС, и будет ли руководить ею очередной «председатель», станет известно уже в скором времени – на следующей неделе должны быть оглашены результаты конкурса. Последнее слово остается за премьер-министром, который успешно снял с себя репутационные риски за предыдущий год работы фискалов, создав видимость того, что главных налоговиков выбирает бизнес, а не правительство.
«Эти все послемайдановские председатели налоговой службы ничего не поменяли в идее отношения государства к налогоплательщикам», – отмечает Сергей Терехин, бывший министр экономики. По его мнению, люди будут платить налоги только тогда, когда увидят, что взамен они получают какие-то блага от правительства.