Количество специальностей в ВУЗах сократят: что будет со студентами

Новшество облегчит учебу, но оставит многих без работы, - сообщает "Сегодня".

Недавно МОН заявило о намерении сократить перечень специальностей в украинских вузах. Некоторые из них останутся только в виде специализаций и будут изучаться как углубленное погружение в предмет. По словам специалистов, причин для этого несколько: студентам теперь будет проще переводиться в заграничные вузы, а у выпускников исчезнет проблема того, что их узкая специальность не нужна работодателям. Конечно, новшество оставляет и много вопросов: если с первокурсниками все просто, то с изменениями программ для ребят, которые уже отучились год или два и успели сдать часть экзаменов, еще все решается и будет обнародовано в ближайшее время.

"ВПИСАТЬСЯ" В ЕВРОПУ

Попытка урезать специальности со 150 до 60—80, изначально заявленных МОН, не удалась. По словам первого заместителя министра образования Инны Совсун, сократили их только до 109.

"Перед нами стояла задача понять, насколько отличается программа по похожим специальностям и сможем ли мы уже в предстоящем учебном году переформатировать учебный процесс", – заявила Инна Совсун.

В вузах Украины насчитали рекордное количество IT-специальностей — 12, но при этом чем отличаются "компьютерные науки" от "информатики", никто ответить не может.

Слияния специальностей, по словам Совсун, ждут и такие направления, как "Электрическая инженерия", "Производство и технологии", "Сфера обслуживания" и др.

"Сравнивая программы, мы видели, что среди них были такие, где два-три курса преподают одно и то же, и только в последние годы учебы программа расходится. Вот по таким специальностям и предстояла работа по слиянию, переформатированию кафедр и т. д. Выпускникам, которые выучились по "слитой" специальности, будет выдаваться диплом более обобщенного варианта, а сама специальность, скорее всего, станет специализацией — изучать ее будут с третьего курса", — рассказывает Инна Совсун.

БЕЗ ПРОБЛЕМ. Подробленные специальности были проблемой для украинских студентов. "Работодатель чаще всего отказывает узкопрофильному специалисту, если, предположим, его профиль временно не востребован", — объясняет директор HR-департамента одной из киевских компаний Ольга Орленко.

Вторая причина укрупнения — возможность учиться и искать работу за пределами Украины

"Многие наши специальности иностранцам непонятны — в международном классификаторе их нет. Укрупнение специальностей — возможность "вписаться" в Европу", — объяснила эксперт.

ГОСУДАРСТВО СЭКОНОМИТ

К обсуждению сокращения специальностей МОН привлек экономистов, бизнесменов, работодателей и др. Все пришли к выводу, что "спрессовывать" специальности нужно, и у всех были свои аргументы. "Принимая на работу узкого специалиста, работодатель проигрывает: шаг влево — шаг вправо может оказаться новичку не по плечу. Для нас укрупнение означает, что мы будем получать всестороннего специалиста", — отметили в Ассоциации работодателей Украины.
А вот кого такая перспектива, мягко говоря, не порадовала, так это сами высшие учебные заведения. Там испугались массовых сокращений и, надо сказать, вполне обоснованно. "Из-за того, что в некоторых вузах специальности были созданы искусственно, под кафедры, профессоров и научные учебные советы, одну и ту же лекцию читают несколько преподавателей в разных группах вместо того, чтобы ее провел один преподаватель, но для большей аудитории", — объясняет Инна Совсун.

"Сокращения неизбежны. Преподавателям это грозит в меньшей степени, а вот заведующие кафедрами пострадают, ведь нынешнего количества кафедр уже не будет", – говорит замминистра

По ее словам, эта мера позволит не только сэкономить средства, но и оставить только самых сильных преподавателей.

ПРИОРИТЕТНОСТЬ ВУЗОВ

Еще одно изменение, которое ожидается в новом учебном году: поступление в вузы будет проходить на основании определенных абитуриентом приоритетных специальностей. В МОН объясняют, что так хотят победить неразбериху при зачислении поступивших. Теперь к вопросу поступления придется подходить с максимальной ответственностью. "Поступающий определяет приоритетность вузов, и ему подбирается максимально выгодный вариант (из указанных им 15) того, куда он может поступить. При этом остальные отсекаются, и абитуриент раздумывать уже не сможет. Например, если для него приоритет номер один — факультет права университета Шевченко, и он проходит туда по баллам, то его ждут именно там, даже если он прошел еще в 5 вузов. Если в Шевченко абитуриент не проходит, зато прошел во второй по приоритетности вуз, то все остальные отсекаются (и так до 15-го). Мы сейчас работаем над программным обеспечением, чтобы осуществить этот принцип и студентам не пришлось блуждать в 15 списках. При системе трех волн зачисления был бардак — при ней кто первый куда добежит, тот и поступил. Было много случаев, когда дети с более высокими баллами видели, что зачислили кого-то с более низкими, т. к. они пришли первыми или дали взятку. Новая модель создана, чтобы найти оптимальный вариант, а все остальные отминусовать", — рассказывает Совсун.

НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД

Сейчас формируются программы на учебный год 2015—2016. "В основных параметрах программ прописано, что должен знать и уметь студент. Эта часть останется неизменной, а вот образовательно-профессиональные программы (с перечнем предметов и дисциплин, которые нужно читать по специальности) действовать перестанут. "Мы дадим вузам возможность самим составить перечень, который конкретно в своем учебном заведении они сочтут более рациональным и разумным", – рассказала Инна Совсун.

Нововведение, по словам Совсун, поможет снизить нагрузку на преподавателей — ставку сократят до 600 часов (могло быть и 800, и 900 — у всех по-разному)

"Это, конечно, не 200—300 европейских часов, но все же. Искусственно раздувать дисциплины вузам будет невыгодно, так как у них бюджет ограниченный", — рассказала Совсун.
Еще одно новшество — сокращение самих дисциплин.

"На протяжении года студент должен слушать не больше чем 16 дисциплин (сейчас — 20—25) и не больше чем 8 на семестр (сейчас — 10—16)", — объяснила Совсун

Кроме этого, разрабатывается механизм, который позволит студентам выбирать четверть из этих дисциплин.