Крах крепкого хозяйствования в хозяйственной крепости

Облстат опубликовал данные о том, что за январь-сентябрь 2015 года товаропроизводители Днепропетровской области отгрузили потребителям продукции, предоставили услуг промышленного характера на сумму 218,3 млрд грн., из них 62% объема реализации пришлось на перерабатывающую промышленность, 25% – на добывающую отрасль, 12% – поставки электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха; остальные – на водоснабжение; канализацию, обращение с отходами. В общегосударственном объеме вклад области составляет 20,3%.

В структуре реализации преобладает продукция металлургии и металлообработки (38%) и предприятий по добыче металлических руд (19%). В области наибольший удельный вес в объеме реализации приходится на предприятия городов Кривого Рога (36%), Днепропетровска (27%) и Днепродзержинска (13%). Лидерство Кривого Рога определено наличием горно-обогатительных комбинатов и крупнейшего предприятия Украины – горно-металлургического комбината «АрселорМиттал Кривой Рог» (ранее «Криворожсталь»). Именно о «Криворожстали» логично вспомнить в эти дни. Строился комбинат с 1931 по 1934 год во времена советской индустриализации.

Известный днепропетровский журналист и писатель Николай Миколаенко рассказывает, что его отец строил «Криворожсталь». В городе еда какая-то была. В столовой для руководства можно было найти какие-то объедки. В столовой для рабочих дети не могли найти ничего. Сам Николай поджидал на перекрестке, возле большой лужи, автомобиль с макухой. Когда грузовик притормаживал, он прыгал, хватал кусок макухи и убегал. Водитель за ним не гнался – понимал, почему он так делает. В селе под Кривым Рогом даже ели детей. А возле «Криворожстали» строили супермодерновую школу. Николай Миколаенко окончил школу в 1941 году, воевал офицером-зенитчиком, работал главным редактором криворожской газеты «Червоний гірник», днепропетровского книжного издательства, областной студии телевидения.

Если кто-то не верит этому рассказу, пусть почитает выступление Сталина на пленуме ЦК ВКП(б) в июле 1928 года: «Крестьянин все еще переплачивает на промышленных товарах и недополучает на продуктах сельского хозяйства… Эти переплаты и недополучения составляют сверхналог на крестьянство, нечто вроде «дани», добавочный налог в пользу индустриализации».

 В девяностых годах прошлого века горно-металлургический комплекс Украины пребывал в жутком кризисе. ГОКи и метзаводы имели такую недоимку, которая не помещалась в калькулятор – разрядов не хватало (тогда купоно-карбованцы были). Государство провело экономический эксперимент, когда все предприятия платили налог на прибыль по ставке 30%, ГМК платило по ставке 9%. Строили отрасль за счет сверхналога на крестьянство, а спасали за счет сверхналога на малый бизнес.Теперь спасают за счет всех нас. Когда цена на железную руду упала, курс доллара вырос – об этом директор Института имени Поля Владимир Панченко говорил даже слушателям Университета третьего возраста. Поэтому крепким хозяйственникам лучше жевать, а не говорить. Дохозяйствовались крепко.

Поскольку на рынке много импортных товаров, то при росте доллара выросли цены на большинство товаров. А многие товары раньше делались в Днепропетровске. Был, например, завод «Электробытприбор» (верх улицы Артема). Делали там, в частности, электрические чайники и прочую утварь, которую челноки в начале девяностых возили в Польшу. Где холодильники «Днепр», пылесосы «Ракета», кухонные комбайны «Мрія», детские велосипеды «Гном»? А телевизор «Весна» где можно купить? Теперь в корпусах радиозавода – фитнес-клуб. Поэтому днепропетровские женщины самые стройные.

А где те женщины, которые паяли телевизоры? У них есть 30 лет стажа для того, чтобы получить трудовую пенсию? А ведь в отраслях, выпускающих товары народного потребления, очень много рабочих мест. Эти места – это зарплата, налог в местный бюджет и взнос на пенсию. Кстати, крупнейшими плательщиками налогов в Днепропетровске есть не промышленные предприятия, а Приднепровская железная дорога и «ПриватБанк». Сейчас на концерне «Весна», если верить сайту предприятия, работает 70 человек – нужно же кому-то поддерживать в рабочем состоянии помещения, сдаваемые в аренду, заключать договора с арендаторами и получать от них арендную плату.

А вот коллега «Весны» – львовский концерн «Электрон» – сделал электробус. Это тот же троллейбус, но его электродвигатели работают не от контактной сети, а от аккумуляторов. Контактная сеть очень уязвима. Разгоняется электробус до 70 км/ч – в городе большей скорости не нужно. Одной зарядки хватает на 200 км пути – столько в среднем проходит один автобус по городскому маршруту. Зарядить электробус можно от троллейбусных линий. Цена – 9 млн грн., дешевле, чем новый европейский автобус, но он экономнее автобуса.




Ничего нового в электробусах нет, даже в днепропетровском музее ретро-автомобилей есть электро-«Жигули». Южмашевец-пенсионер сам сделал электро-«Запорожец». Что мешает делать электробусы в Днепропетровске? Опыт производства троллейбусов есть, аккумуляторные заводы есть в Днепропетровске, Харькове и Запорожье. 

Львовяне передали Киеву модерновый трамвай. А когда сделали первый такой трамвай, то во Львове на этом торжестве был хозяйственник, депутат облсовета, председатель областной организации «Партии регионов», вице-премьер-министр Александр Вилкул. Как бывший помощник машиниста экскаватора и действующий байкер, он не может не разбираться в транспортных средствах. Но почему-то в Днепропетровской хозяйственной крепости крепкие хозяйственники не смогли наладить производство трамваев, а был «региональным» городом куплен европейский секонд-хэнд.

Кстати, в ближайшее время в Днепропетровске появятся львовские троллейбусы – западенцы выиграли тендер. Во время предвыборной гонки «единственная оппозиция к власти» в рекламных роликах говорила о ста тысячах новых рабочих мест, созданных во время правления регионалов в области. Если это новые места, то общее количество рабочих мест должно бы увеличиться. А оно уменьшается. Но статистика считает количество уволенных и количество принятых работников. Увольняется больше, чем принимается. Если не учитывать уволенных, то тогда количество рабочих мест будет расти.

Посмотрите пожалуйста на данные официальной статистики за последние пять лет: 


Эти цифры показывают результат регионального правления крепких хозяйственников. Что делать? Прежде всего, спуститься на грешную землю с «крепкохозяйственных» высот, перестать кичиться региональной исключительностью. Что делать дальше? Это тема отдельного разговора.