Круглый стол по развитию транспорта

По инициативе «Днепропетровской панорамы» продолжается цикл экспертных заседаний в формате круглого стола-«workshop»-а. Результатом таких встреч должны стать практические рекомендации для новой городской власти, которая сформируется после грядущих выборов. А чтобы рекомендации имели практическую ценность, на наши заседания мы приглашаем исключительно компетентный состав спикеров. Тема очередного круглого стола «Транспорт для людей: стратегия развития общественного транспорта Днепропетровска».

Вопросы для обсуждения:
1. Муниципальный транспорт, где ты?
2. Коррупционная составляющая как тормозная педаль развития отрасли
3. Качество перевозок – головная боль транспортников или пассажиров?
4. Днепропетровское метро – деньги, зарытые в землю
5. Европейские альтернативы для подземки
6. Экологический транспорт и развитие велосипедной инфраструктуры
7. Железнодорожные перевозки и точки роста

Приглашенные эксперты круглого стола:
1. Виктор Иванович Ситонин, начальник Днепропетровского метрополитена
2. Владимир Михайлович Легкий, и.о. директора ГКП "Днепропетровский электротранспорт"
3. Борис Филатов, народный депутат Украины, кандидат в мэры Днепропетровска
4. Пескун Юрий Витальевич,  и.о. главного ревизора по безопасности движения поездов и автотранспорта Приднепровской железной дороги
5. Компаниец Александр Владимирович, заместитель начальника службы пригородных пассажирских перевозок Приднепровской железной дороги
6. Голуб Александр Владимирович, заместитель директора ОДО «Автопроминь»
7. Тимченко Юрий Анатольевич Заместитель командира полка патруля 102 по транспортной дисциплине и оформлению ДТП 
8. Александр Александрович Санжара, экс-глава юридического управления Днепропетровской областной администрации
9. Петр Александрович Доброгорский, президент федерации велоспорта Днепропетровской области
10. Кирилл Дороленко, общественный деятель
11. Артурас Зуокас, экс-мэр г.Вильнюса (Литва)
12. Анастасия Староскольцева, директор ТРК РЕГИОН

Транспорт занимает особое место в городской инфраструктуре - он обеспечивает возможность жизнедеятельности города как единой системы с его административными, хозяйственными, культурно-просветительскими и другими функциями. Транспортная система – это главная артерия города, связующее звено между всеми векторами существования мегаполиса. От ее работы зависит функционирование как экономики, так и гуманитарно-социальной сферы. И если в небольших городках наладить деятельность такой системы достаточно просто, то в миллионнике ее малейшая разбалансировка приводит к катастрофическим последствиям. Собственно к таким, которые мы сегодня наблюдаем на улицах Днепропетровска.

Хорошая транспортная инфраструктура должна обеспечить комфортную доступность территорий города, безопасность и надежность внутригородских, пригородных и внешних транспортных связей. Однако экперты круглого стола почеркнули, что в первую очередь новая власть должна решить вопрос общественного транспорта.

Один из экспертов, известный общественный деятель Кирилл Дороленко отметил, что с 2010 года были разрушены некоторые важные троллейбусные линии, для того, чтобы запустить на улицы Днепропетровска маршрутки. «Интервал движения троллейбуса достигал 60 минут, но за это никто не нес ответственности. Маршрутки полностью убили общественный транспорт», - подчеркнул эксперт.

В свою очередь, лидер политической партии «Укроп» Борис Филатов добавил, что в Днепропетровске необходимо внедрить систему работы городского транспорта, которая должна проектироваться инженерами. «Маршруты, где невозможно использовать электротранспорт могут отдаваться частным перевозчикам. Когда частный перевозчик выходит на тендер, на него обязательно в пакете должны предлагаться социальные маршруты, которые будут балансировать его заработок. Городской транспорт должен быть удобен для горожан и ему должны быть отданы центральные маршруты в городе. Это социальная ответственность города. А частные перевозчики должны быть встроены в систему, а не быть ее ведущим звеном», - подчеркнул лидер политической партии «Укроп» Борис Филатов.



К экспертному мнению присоединился и экс-глава юридического управления Днепропетровской областной администрации Александр Санжара, который отметил, что в 2010 году частные перевозчики и городская власть стали словами синонимами. «Сейчас частники из-за деятельности старой власти получают сверхприбыли. Они полностью монополизировали транспортную отрасль города и шантажируют людей. В нормальном городе не может быть шантажа: если ты не хочешь ехать - это право должно доставаться другому перевозчику. Но в Днепропетровске нет конкуренции, есть только монополия и с ней необходимо бороться», - уверен специалист.

Борис Филатов также затронул тему социальных маршрутов. Политик считает, что подобные маршрутки не являются решением действующих проблем транспортной отрасли Днепропетровска. Он убежден в том, что сегодня активное внедрение социальных маршруток «попахивает» цинизмом, поскольку основные кандидаты на должность городского главы имеют бизнес в сфере пассажирских перевозок.

«До выборов они зарабатывали на горожанах и решили сделать им "подарок". Люди  это прекрасно понимают. Поэтому социальные маршрутки - не феномен, а средство получения лояльности перед выборами. Они исчезнут сразу после выборов», - подчеркнул Филатов.

«Запуск социальных автобусов с отдаленных районов, к примеру с Лоц-Каменки на Победу, был вынужденной необходимостью. Об этом нас просили люди, которые просто не могли ждать еще несколько месяцев или даже лет, пока городская власть соизволит обратить внимание на их транспортные проблемы. Поселок находится на возвышенности, жителям сложно добираться до города, а частные перевозчики не хотели туда ездить. Но это не решение проблемы общественного транспорта», - рассказал Борис Филатов.

По словам эксперта, то, что отрасль находится в системном кризисе - ответственность «талантливых» губернаторов времен Януковича. Заполнив город частными маршрутками, они фактически похоронили муниципальный транспорт. Филатов уверен, что в городе есть все для нормальной работы транспортной отрасли – грамотно проложены маршруты, функционирующие линии для электротранспорта, государственные программы финансирования обновления транспортных парков.

«Да что говорить – у нас в городе расположен непосредственный производитель транспортных единиц. Вместо того, чтобы загрузить легендарный Южмаш заказами на те же троллейбусы или трамваи, и обеспечить город качественным, доступным и экологически чистым транспортом, эти горе-губернаторы заполнили Днепропетровск своими частными маршрутками, все разворовали. Днепропетровск по сей день «расхлебывает» результаты таких деятелей», - подчеркнул Филатов.

О том, какие инициативы способны реально изменить общую ситуацию на дорогах, прекрасно знает и бывший мэр Вильнюса Артурас Зоукас. Он поделился европейским опытом решения этой проблемы с днепропетровскими коллегами. «В Литве детей с младших классов обучают основам ПДД, проводят в игровой форме различные практические занятия. За это время количество ДТП на дорогах Вильнюса существенно уменьшилось», - отметил господин Зоукас.

Эксперт также сообщил, как литовцев приучили к велосипедам. "Приведу один пример. В 2001 году мы сделали проект – хотели, чтобы люди использовали велосипед как транспорт. Мы закупили 1000 велосипедов, покрасили оранжевым цветом, определили зону в городе и сказали: «давайте будем ими пользоваться». Но через две недели 500 велосипедов пропало. Еще столько же через неделю. Но уже в 2011 году ни одного сворованного велосипеда не было. Менталитет людей сильно изменился в течение 10 лет", - рассказл Зоукас.

По словам Бориса Филатова, Днепропетровск должен перенимать лучший европейский опыт решения транспортных проблем. «Сегодня городу необходима комплексная программа по наведению порядка в этой сфере. Развитие муниципального транспорта, строительство качественной инфраструктуры, повышение уровня культуры поведения на дорогах должны быть приоритетом для новой городской власти», - подчеркнул политик.

"Мы должны менять ситуацию не только и не столько новой разметкой и установкой светофоров. Ситуация должна поменяться в головах людей. Речь идет об общем повышении культуры поведения на дороге", - отметил политик. Он также уверен, что этой работой необходимо заниматься с самых малых лет.

«Сегодня мы создали школу ПДД для детей. Это программа, которую мы развиваем в рамках проекта «Детский город». Мы обучаем ребят, как правильно переходить дорогу, на какой свет можно ехать и идти, где и как поворачивать, когда необходимо остановиться. Мы демонстрируем детям обучающие мультфильмы и рассказываем об оказании первой помощи пострадавшим на дороге», - сообщил Борис Филатов. По словам политика, совсем неважно, кем эти детки потом станут – водителями или пешеходами. Главное, что они будут защищены собственным правильным поведением от того безобразия, которое сегодня творится на дорогах

Эксперты также уверенны, что Днепропетровск не может себе позволить зарывать транспортные деньги в землю. По словам начальника Днепропетровского метрополитена Виктора Ситонина, после запуска городского метрополитена в 1995 году, за 20 лет не было сдано в эксплуатацию ни одной новой станции. А удельный вес метро в перевозках - 4% от всей транспортной системы города. «Стоимость проезда 2 гривны, при себестоимости 6,5 гривен», - подчеркнул Виктор Ситонин.

«Давайте будем откровенными. Днепропетровский метрополитен изначально был «мертворожденной» инициативой. За 33 года этой «стройки века» мы закопали в землю сотни миллионов гривен. Часть из них – выделены в период губернаторства Александра Вилкула – вообще не понятно, куда делись», - подчеркнул Борис Филатов. Политик уверен, что для города лучше развивать наземный общественный транспорт, некоторые маршруты которого дублируют линию метро. Это дешевле и выгоднее.

«Если бы мы все эти средства планомерно вкладывали в развитие наземного транспорта, то уже бы давно переплюнули Токио. Но из года в год мы снова поднимаем вопрос о днепропетровском метро. И пока на его строительстве можно будет нагреть руки, ситуация не изменится», - подчеркнул лидер политической партии «Укроп».