Любой бизнес подразумевает по умолчанию только одну идею: нужно продолжать копать, - Дмитрий Томчук
В 2016 году в горах возле польского Валжбиха началась настоящая золотая лихорадка: власти Польши дали разрешение на раскопки тоннеля, в котором с 1945 года был спрятан поезд с золотом нацистов. Раскопки окончились ничем, поезд найден не был. Почему? Потому что начались холода, и уставшие от многолетних поисков Петр Копер и Андреас Рихтер махнули на затею рукой, приняв для себя, что никакого поезда в тоннеле нет.
Это – самое худшее, что может случиться на пути к успеху: смертельно устать на финальном этапе проекта, когда все силы сожжены за предыдущие годы. Поверить в то, что поезда в тоннеле нет, не дойдя до него нескольких десятков метров. Самое страшное в этом то, что в бизнесе поезд с золотом – всегда в тоннеле, и через время другие, на месте которых должны были быть вы, берут и раскапывают его, и достают золото, а вы узнаете об этом из выпуска новостей.
Любой бизнес подразумевает по умолчанию только одну идею: нужно продолжать копать. Побеждает тот, кто продолжил копать уже после того, как стало очевидно: это полное безумие.
У нас, как и у Петра Копера и Андреаса Рихтера был свой золотой поезд в тоннеле и масса сомнений и колебаний. И, в отличие от этих двоих, мы были готовы бросить несколько раз. Точнее, каждый раз, когда мы упирались в тупик, из которого, казалось, нет выхода. Мы продолжали нерационально тратить силы, вбуриваясь в непонятные нам недра, и, везение! – пробуривались к какому-то результату.
Наш проект для Китая двигался проблемно. У нас опускались руки от нестыковки цивилизаций и невозможности понять, как же подобрать ключи к этим даже не воротам, а просто-таки стене, великой и китайской. Выручила, как я уже писал, привычка коммерсантов девяностых – я подсознательно чувствовал, что здесь не работают иные методы кроме как месяц за месяцем бить головой в эту стену – главное, в одно и то же место.
Мы могли повернуть назад много раз. Тогда убытки исчислялись бы цифрами с такими веселыми нолями, что трезвому человеку даже трудно в них поверить. Благодаря этим цифрам с мотивацией у нас все было отлично. Мы были замотивированы на «отлично». Но опускающиеся руки! В китайской неразберихе тяжело работать, чтобы понять почему, просто откройте любое китайское электронное СМИ и прочтите пару-тройку статей. Вы не можете этого сделать, потому что не знаете ни одного иероглифа. Поэтому нам было тяжело: ничего общего с нашей бизнес-реальностью.
Этот китайский дао помог мне сформулировать кодекс правил, который и привел нас к результату:
1. Если хочешь выйти на экзотический рынок - изучай его глубоко.
2. Все, что нужно знать о них – это всего четыре вещи: еда, мышление, традиции, культура.
3. Ешь с ними, пей с ними, слушай их, хвали их, хвали нас.
4. Делай это столько лет, сколько нужно, чтобы понять, что они хотят, как думают.
5. В конце пути всегда будет успех.
6. Главный принцип - выдержать!
Хотя шестой пункт я бы поставил первым. А если совсем честно, шестой должен повторяться после каждого из вышеперечисленных пунктов. Потому что, по китайской поговорке, с первого шага начинается путь в тысячу ли. А это весьма немалое расстояние, и с какого-то момента главным становится – выдержать.
Автор текста Дмитрий Томчук