Ломовский, Каменский жилмассив и Кайдакский мост в советское время
В середине 1980-х годов Днепропетровск интенсивно застраивался жилыми массивами - заканчивалось строительство «Тополя», возводился «Левобережный».
Об этом корреспонденты "Днепровской панорамы" узнали в группе Екатеринославъ - Днепропетровск.Внимание архитекторов стал привлекать и участок левобережного Заднепровья. Интенсивному строительству способствовало и то, что в этом месте в 1975-1982 годах появился Кайдакский мост, значительно улучшивший сообщение левого берега Днепра с правым, и открывший перспективу быстрого освоения левобережных территорий.
[caption id="attachment_168068" align="aligncenter" width="640"]После открытия моста магистраль Киев-Донецк (Донецкое шоссе) стала одной из самых оживленных в Днепропетровске и приняла на себя нагрузку транзитного автотранспорта.
В 1985 году строителям была выдана проектная документация на сооружение нового жилого массива - «Фрунзенского».
[caption id="attachment_168069" align="aligncenter" width="641"]Массив решено было расположить неподалеку от завода горношахтного оборудования. Предполагалось, что это будет один из крупнейших районов города - на территории более 300 гектаров, с населением около 300 тысяч человек.
Свое название массив получил в память о видном советском военачальнике - Михаиле Фрунзе. Планировочную структуру района разрабатывал институт «Днепрогражданпроект».
«Фрунзенский» жилой массив стал последней масштабной стройкой советской эпохи в Днепропетровске.
Вот как описывала «планов громадье» газета «Днепр вечерний» в марте 1985 года:
«По уровню комфортабельности и близости к Днепру, базам отдыха, лесопарку ему не будет равных…
Особый интерес представляет сеть искусственных каналов, каждый глубиной шесть метров, которые будут соединены друг с другом и с Днепром.
Предназначены каналы, во-первых, для понижения уровня грунтовых вод, во-вторых, для отдыха жителей массива.
Это создаст определенный микроклимат, ведь зоны отдыха находятся в самом микрорайоне...
Девятиэтажные, двенадцатиэтажные, шестнадцатиэтажные дома вырастут на берегу Днепра.
Близость к воде подчеркивается преимущественно голубого цвета зданиями.
Уходя вглубь, они становятся более «теплыми» - охристого и красно-коричневого цвета».
Жилой массив «Фрунзенский» в Днепропетровске проектировался как «днепропетровская Венеция», подобно киевской «Русановке» - «нашумевшему» в свое время жилому району на левом берегу Днепра, окруженному каналами и фонтанами.
Строительство первой очереди «Фрунзенского» проходило в 1985-1987 годах. Часть территории была образована путем гидронамыва.
Многоэтажки «Фрунзенского» действительно получили светло-синий и красно-коричневый цвета. Район разделили на две части - «Фрунзенский»-1 и 2 - по разные стороны Донецкого шоссе.
Что касается планов устройства «днепропетровской Венеции» - они к сожалению реализованы не были.
В итоге был вырыт только один канал, соединяющий озеро Московское с Днепром.
Этот канал, и лесопарковая территория прилегающая к нему, сейчас служат местом отдыха жителей района.
Достопримечательностью жилого массива «Фрунзенский» является Свято-Покровский храм, который возвышается к западу от Донецкого шоссе (в центре бывшего села Ломовка).
Православный Свято-Покровский храм построили в Ломовке еще в XIX веке, но в 1930-х годах, в эпоху борьбы с религией, он был разрушен.
[caption id="attachment_168073" align="aligncenter" width="525"]Жителям села удалось сохранить часть икон и другой церковной утвари, и после войны они открыли молитвенный дом, заменивший церковь.
В середине 1990-х годов прихожане решили построить новую церковь на собственные пожертвования.
Возведенная в 1997-1998 годах Свято-Покровская церковь стала центром духовной жизни жилых массивов «Фрунзенский» и трех «Левобережных».
[caption id="attachment_168071" align="aligncenter" width="696"]Благодаря своему расположению храм доминирует над окружающей застройкой, хорошо просматривается с Донецкого шоссе и других уголков этого района.
Своеобразной достопримечательностью жилмассива «Фрунзенский» также является скоростной трамвай.
17 декабря 1996 года было торжественно пущено движение двух веток трамвая по Кайдакскому мосту и Донецкому шоссе длиной более 9 км, одна из которых соединила поселок «Кайдаки» с жилмассивом «Левобережный»-3 (пр. Мира), а вторая - жилмассив «Левобережный» с центральным железнодорожным вокзалом.
[caption id="attachment_168070" align="aligncenter" width="678"]Ветки скоростного трамвая частично разрешили транспортную проблему - одну из самых насущных в жизни этого района.
В 2015 году было принято решение переименовать жилой массив «Фрунзенский»-1 и 2, и присвоить ему благозвучные названия - «Ломовский» и «Каменский».
[caption id="attachment_168072" align="aligncenter" width="599"]Эти названия увековечили собой старинные поселки Ломовка и Каменка, на части территории которых в свое время был выстроен этот огромный район.
[caption id="attachment_168075" align="aligncenter" width="730"]Подготовлено сообществом «Екатеринославъ - Днепропетровск» по материалам краеведа и историка Максима Кавуна
Напомним, ранее мы писали: Во времена СССР в парке Глобы был огромный пассажирский лайнер (Фото) Когда город находился в оккупации: появились невероятные фото Днепра 1941 года ЦУМ, Амурский мост и Яворницкого: Днепр в 1941-1942 годах (Фото)Шеф-повар кормил Хрущева и Брежнева: раньше на ж/д вокзале Днепра был знаменитый ресторан (Фото)
Как выглядел Монастырский остров Днепра во времена СССР (Фото) Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.