Медиарынок Днепропетровщины: результаты исследования

Эксперт Института массовой информации Елена Голуб и эксперт компании "ГФК Юкрейн" Марина Клочко презентовали в Днепропетровске результаты исследований медиаситуации в южных и восточных областях Украины.

Как для города с миллионным населением, Днепропетровск имеет небольшое количество местных средств массовой информации: 7 телеканалов, 9 газет и 11 интернет-изданий. По сравнению с другими регионами, в которых проводился мониторинг, в Днепропетровске небольшая возможность конкуренции за счет небольшого количества региональных СМИ. Результаты показали, что 95% опрошенных жителей области смотрят телевидение, 56% – пользуются Интернетом, 39% слушают радио, а 35% читают печатные издания. В Днепропетровске доли пользователей различных типов медиа составляют: 95% для ТВ, 62% для Интернета, 55% для радио и 44% для печатных изданий.

Подавляющее большинство респондентов на Днепропетровщине в течение недели до момента опроса смотрело украинские и местные телеканалы (94% и 64%, соответственно). В топ-5 местных телеканалов области вошли 11 канал, 9 канал, 34 канал, 27 канал и 51 канал. В течение недели 26% жителей Днепропетровской области пользовались местными интернет-сайтами, 34% – всеукраинскими. В Днепропетровской области самыми популярными у респондентов электронными СМИ оказались канал "1+1" и радио "Хит FM". В топ-5 самых читаемых печатных изданий вошли "Аргументы и факты", "Сегодня", "Днепр вечерний", "Днепропетровская панорама" и "Український пенсіонер".



В Днепропетровске лидируют канал "1+1", "Авторадио", газеты "Днепропетровская панорама", "Днепр вечерний" и "Комсомольская правда в Украине". Что касается языкового вопроса подачи новостей в днепропетровских СМИ, то все местные телеканалы являются украиноязычными, но есть программы и на русском языке. Печатные издания преимущественно являются русскоязычными. Такие коммунальные СМИ, как "Зоря" и "Наше місто" используют украинский язык, однако львиную долю все же занимает подача новостей на русском языке. Полностью украиноязычным является только печатное издание "Дніпроград" и его одноименный сайт. Темы, интересные для относительного большинства жителей области, – это война на Востоке Украины и вопросы здоровья (38% и 36% соответственно). В то же время больше всего жителям области не хватает информации о борьбе с коррупцией на местном уровне (33%). В Днепропетровске прослеживается посредственный показатель освещения в СМИ общественно важной тематики общегосударственного уровня – 8% от общего количества материалов. В частности, количество таких материалов составила 13% и 12% в печатных и интернет-изданиях соответственно.

Почти половина из всех материалов местных СМИ посвящена местной общественно важной тематике (46%), причем наибольшее количество такой информации освещена на телевидении – 75%, а в печатных и интернет-СМИ – 35% и 27% соответственно. Учитывая события, имеющие место на временно оккупированных территориях и в зоне проведения антитеррористической операции, актуальным является освещение этих событий, особенно в средствах массовой информации областного центра. В днепропетровских СМИ процентный показатель количества материалов, посвященных теме АТО, среди исследуемых городов – 7%. Наиболее упоминаема эта тема на телевидении – 8%, а в прессе и сети Интернет – 6% и 7% соответственно. Не менее актуальным является вопрос освещения темы временно перемещенных лиц (как с территории Донецкой и Луганской областей, так и с территории Автономной Республики Крым). Уровень "паркета" в днепропетровских средствах массовой информации составляет 16%: на телевидении – 6%. в интернет-изданиях – 26%, в печатных изданиях – 17%.



Качественный анализ контента днепропетровских СМИ показал, что чаще всего нарушается стандарт полноты представления фактов и информации об освещаемой в материале проблеме, а на втором месте стандарт баланса мнений и точек зрения – в половине материалов. Журналисты получают информацию из различных источников, в среднем 45% – личные сообщения, 20% – социальные сети, 10% – сайты госучреждений, 5% – пресс-релизы и новости, которые получают из рассылки. При проведении исследования медиа-рынка, эксперты установили, что половина респондентов имеют страницы в социальных сетях. Больше всего – В контакте, далее идут Одноклассники и Facebook. В основном они следят за лентами друзей. Онлайн-ресурсы Интернета используются для того, чтобы узнать последние новости, получить и отправить электронную почту, смотреть видео.

В Днепропетровске радиослушатели отдают предпочтение музыке (35% респондентов), новостям (27%), развлекательным программам (10%), аналитическим программам (4%). В прессе наиболее читаемыми являются новости (28% респондентов), далее – аналитические материалы (15%), объявления и реклама (14%), развлекательные материалы (12%). Интересовались организаторы исследования и политическими взглядами респондентов. На вопрос о том, кто виноват в военном конфликте в Донецкой и Луганской областях 53% опрошенных назвали Россию. О том, в каком направлении должна двигаться Украина во внешней политике, преобладали ответы: балансировать между Западом и Востоком – 39%, в Европу – 33%. Один процент респондентов хочет, чтобы Донецкая и Луганская области стали частью Российской Федерации.

На вопрос "На каком языке вы разговариваете дома?" 57% респондентов из Днепропетровской области ответили, что на русском, 34% – украинском и русском, 8% – украинском.