"Меня держали в подвале и угрожали семье": история журналиста с Донбасса, который бежал в Днепр
Журналист Андрей Нефедов стал одной из жертв российско-украинской войны на Донбассе, когда ему пришлось бежать в Днепр из-за угроз боевиков самопровозглашенной "ЛНР".
Корреспондент "ДП" пообщался с Андреем, который рассказал историю начала войны в 2014 году, освещения конфликта местными СМИ и угроз сепаратистов, которые стали причиной его отъезда в Днепр.Андрей родился и вырос в маленьком шахтерском городе в Луганской области, успев за всю жизнь поработать электриком, установщиком пластиковых окон, юристом и даже шахтером, однако настоящее призвание он нашел, когда устроился работать корреспондентом в одну из местных газет:
"Я перепробовал очень много вариантов работы, однако нигде не мог найти себя. Журналистика полностью изменила мою жизнь, загорелись глаза", - рассказывает Андрей.
За 10 лет работы в газете "Вестник" он успел дослужиться от простого журналиста до главного редактора издания.
Как рассказывает Андрей, война неожиданно пришла в его дом, он и его семья были в недоумении:
"После событий на Майдане все начало развиваться настолько быстро, что некоторые даже не успевали за этим следить. Аннексия Крыма и рост сепаратистских настроений в моем городе дали понять одно - скоро и в нашем доме появятся люди с оружием, так и получилось", - говорит Андрей.
Андрей рассказал, что он не мог понять всеобщего воодушевления жителей города провозглашению так называемой "ЛНР", понимая тот факт, что у подобного рода образований нет никакого будущего:
"Поражал факт всеобщего ликования приходу "русского мира". Люди, которые еще 23 года назад голосовали за независимую Украину были готовы присоединится к другой стране только потому, что там якобы дешевле колбаса и пенсии выше. Мне все говорили, что через неделю нас присоединят к России и заживем, как видим уже 4 года никто никого не присоединил и не собирается.
Людей просто обманули, напугав какими-то несуществующими страшилками про "карателей-правосеков". Я не отрицаю того, что всегда есть отморозки, которые зверствуют, грабят и насилуют, тем более на войне, однако таких меньшинство. У меня дома же люди думали, что 90% жителей Украины готовы придти в наш город и убить всех за разговоры на русском языке. Это просто абсурд".
К началу лета 2014 года в городе Андрея было всего 3 городских газеты, каждая из которых приняла разную позицию с началом конфликта:
"У нас было три газеты. Мой "Вестник", коммунальная газета "Донская слава" и "Шаровая молния", которая больше работала в желтом формате. С началом войны "Молния" закрылась, "Слава" стала пропагандировать "Новороссию", а "Вестник", где работал я принял абсолютно нейтральную позицию.
Мы освещали информацию серо и беспристрастно понимая, что малейшее выражение оппозиции к деятельности сепаратистов грозит не только нашим жизням, но и жизням наших семей".
В начале июля 2014 года, когда активные боевые действия дошли и до города Андрея его редакция еще не свернула работу. В начале рабочего дня в офис зашли с десяток вооруженных до зубов сепаратистов и в грубой форме начали узнавать у него, почему его газета не прославляет "ЛНР":
"К нам в редакцию зашли 10 амбалов с автоматами и начали крыть меня трехэтажным матом, угрожали. Им было интересно почему в нашей газете не печатаются лозунги по типу "Слава Новороссии". Потом приехал директор газеты, чтобы попробовать спокойно и мирно разобраться в ситуации, но вместо этого нас увезли в штаб, который они решили обустроить в 20 метрах от городского детского садика", - рассказывает журналист.
Андрея на несколько часов посадили в подвал, где его с автоматом охранял друг его сына, который пошел в "ряды ополчения":
"Меня посадили в подвал и когда я увидел, кто будет меня охранять, то был немного шокирован. Это был один товарищ моего сына, ходил вокруг меня и крутил штык-ножом перед лицом. Когда увидел мою фамилию в паспорте сказал, что дружил и гулял в одной компании с моим старшим".
После 4 часов в подвале Андрея и директора его газеты отпустили домой, куда вечером еще приезжал представитель "спецслужб ЛНР", якобы для плановой проверки. Тогда он понял, что оставаться дома больше нельзя, так как очень боялся за жизнь своих родных:
"Я собрал семью и сказал, что утром мы уезжаем. В те дни из Луганска уходили последние поезда. Когда мы стояли на перроне, в сотне метров падали снаряды, нам казалось, что уехать не удастся. Повезло сесть на поезд до Днепра, где у нас жили родственники, которые согласились приютить меня и мою семью".
Сейчас Андрей живет в Днепре и также работает журналистом в одним из городских изданий. Его дети поступили в местные университеты и нашли себе тут второй дом, однако воспоминания о прошлом часто не дают покоя:
Напомним, что ранее мы публиковали историю бойца, который очнулся перед лицом смерти. Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Подписывайтесь на наш канал в Telegram."Постоянно вспоминаю свой родной город. Когда там все было хорошо. Первое время мне было очень тяжело, казалось я и мои родные больше никогда не увидят нормальной жизни, но нужно двигаться дальше. Мы устроились на новом месте и не теряем надежды, что в нашем родном доме все наладится и будет как раньше. Чтобы Украина опять начиналась с Луганщины".