Мэр Житомира Сергей Сухомлин, - "У нас есть четкие и действенные предложения к власти"
Сооснователь партии «Пропозиція» Сергей Сухомлин рассказал о ситуации с коронавирусом в регионе, пути совместной борьбы с панедемией, а также о своем отношении к местных референдумам, земельной децентрализации и проекту новой системы территориальной власти, сообщает Днепровская Панорама.
Начнем с оперативного. В ковидних медучреждениях Хмельницкого и Харькова почти 90% коек заняты больными. Какова ситуация в Житомире - город тоже находится в «красной» зоне?
«Житомир один из первых попал в «красную» зону, это произошло еще 3 марта. Но надеюсь, что за неделю-две и мы понемногу будем выходить нее. В городе во время второй волны эпидемии мы 60% коечного фонда больниц подключили к кислороду, а это даже больше, чем по нормативам. Это дало нам возможность более-менее нормально проходить пандемию. Мы видим видео из других городов, больниц, когда люди лежат в коридорах, и понимаем, насколько сложно им и врачам. У нас даже в пик оставалось 70-80 свободных коек. И это дает нам возможность нормально проходить нынешнюю третью волну эпидемии. Первым городом Житомирской области, который попал под нее, стал Новоград-Волынский - это в 90 километрах от Житомира. Поэтому мы даже принимали пациентов из этого города для того, чтобы им немного помочь».
Если говорить о сотрудничестве государства и органов местного самоуправления в вопросе преодоления последствий пандемии, что вы можете сказать: эффективное это сотрудничество или неэффективное? Есть ли свои предложения?
У нас есть четкие и действенные предложения власти. В начале прошлой недели было онлайн-совещание, на котором был председатель офиса президента, министр здравоохранения. Обсуждался вопрос выплаты компенсации ФОПам за счет государства и принципы финансирования по борьбе с COVID-19. И на этом совещании я тоже поднимал несколько вопросов относительно механизмов. Что я имею в виду: в больницах не хватает препаратов для лечения больных. Дорогостоящие лекарства есть в протоколах, но их нет в наличии в больницах. Министр это подтвердил и пообещал перераспределять их - из тех регионов, где есть остатки, на те, которые попали в красную зону. Но это перераспределение может осуществляться несколько недель, а лекарства нужны людям сегодня и сейчас. Государству нужно более оперативно принимать решения. Сейчас мы решаем этот вопрос путем предоставления нашим жителям материальной помощи. А неделю назад проводили внеочередную сессию, чтобы выделить средства на закупку этих лекарств, а также финансовую помощь для поддержки бизнеса.
Верховная Рада на днях проголосовала за выплату ФОПам и наемным работникам по 8000 гривен. Многие это решение критикуют - мол, мало. Но государство помогает настолько, насколько может, не так ли...
Много это, или мало - вопрос относительный. Но главное, что эта норма, к сожалению, будет работать эффективно только процентов на 70, не больше. Потому выплата предоставляется за регистрацию в «ДІЇ» по первому КВЭД (классификация видов экономической деятельности - ред.). У предпринимателей их может быть много, но система пропускает именно первый. Мы анализировали выплаты в декабре прошлого года. К примеру, есть предприниматели, которые по первому КВЭД занимаются аутсорсингом, а за вторым-третьим оказывают услуги общественного питания. Они попали под локдаун, но выплату не получат. Зато те, у кого за первым стоит кафе, а потом идет, например, аптечный бизнес, работают, но компенсацию получают. К тому же, многие предприятия, которые попали под ограничения "красной" зоны - кинотеатры, фитнес-центры, а также те же кафе и рестораны - работают на общей системе налогообложения и не является ФОПами. И они останутся без этой, пусть и небольшой, но финансовой помощи. Наше предложение - усовершенствовать этот механизм.
Какие предложения у вас есть по повышению эффективности центральной власти в борьбе с пандемией?
На прошлой сессии мы приняли обращение к Кабмину и Верховной Раде по поводу передачи некоторых функций по борьбе с ковидом на СНБО. Что я имею в виду: первый вопрос - это лекарства, то, что я уже говорил. Второй вопрос - мы понимаем, что «красные» зоны периодически объявляют в разных регионах. И там за большого количества больных не хватает врачей. В такой ситуации бригады врачей из других регионов могли бы помочь. Но сейчас нет законного механизма, чтобы медицинские работники Житомира работали, например, в Николаеве. Вот СНБО могла бы принять такой механизм, по которому государство могло бы помогать регионам, которые попали в «красную» зону медицинскими бригадами. Еще один вопрос - это кислород. Мы понимаем, что ситуация с кислородом в стране сложная, особенно в небольших городах. В свое время мы благодаря немецкой компании установили в Житомире криоцилиндры. Поэтому в нашем городе ситуация с кислородом более, или менее стабильная - у нас нет дефицита. Кислород используют множество промышленных предприятий. В случае крайней необходимости СНБО может своим решением прекратить его отгрузки на промышленные предприятия и перенаправить в те больницы, которые в нем нуждаются. Предприятия могут подождать неделю, а больные на аппарате ИВЛ - нет.
Около месяца назад президент поручил разработать муниципальный кодекс. В программе партии «Пропозиції» этот вопрос является едва ли не основным. Объясните людям на пальцах, почему это важно?
Действительно, для нашей политической силы разработка и принятие муниципального кодекса - один приоритетов. Это документ, который устанавливает четкие правила взаимоотношений между центральной властью и местным самоуправлением. И здесь не нужно говорить, что кто-то хочет больше или меньше полномочий - все должно быть прописано в соответствии с реформой децентрализации. Например, если Верховная Рада устанавливает какие-то льготы, потому что они либо действительно необходимы, или кто-то просто хочет понравиться избирателю перед выборами, то она должна закладывать компенсацию этих льгот местному самоуправлению и местным бюджетам, а этого не делается. Возьмем льготы на проезд в общественном электротранспорте. Они были приняты Верховной Радой очень давно. И до 2014 года шла компенсация - пусть частичная, но мы ее получали. В Житомире эта цифра в среднем составляла 17-18 млн грн в год. При курсе 5 гривен за доллар это было примерно 3 млн долларов. После 2014 года цена на электроэнергию выросла в 12 раз, а предоставление компенсации местным бюджетам полностью обрезали. В прошлом году городской бюджет предоставил финансовую помощь своему коммунальному предприятию в размере 137 млн грн. Это огромная сумма для Житомира. И это лишь один из таких примеров. Государство при принятии бюджетного кодекса ежегодно меняет налоги, на которые рассчитывают местные бюджеты. Яркий пример - прошлый год. Тогда при принятии госбюджета «Укрзализныцю» освободили от уплаты налога на землю. Это уменьшило доходную часть бюджета Житомира на 2021 примерно на 25 млн грн и их ничем не компенсировали. Так же государство проголосовало за льготы ФОПам до 1 мая, о которых мы уже говорили. И никак компенсировала их местным бюджетам.
Но речь даже не о средствах, хотя они важны. Здесь нужно четкое распределение полномочий - кто и за что отвечает, какая система взаимоотношений между центральной и местной властью. И муниципальный кодекс должен дать ответы на эти вопросы. Он даст новый толчок для развития местного самоуправления и продолжения децентрализации.
К слову, о децентрализации. До 4 апреля продолжается публичное обсуждение законопроекта №4298 по реформированию территориальной организации власти. Что-то вроде системы префектов. Согласитесь, это тоже должно помочь урегулировать взаимоотношения между местным самоуправлением и органами государственной власти. Но оценка экспертов Совета Европы и Ассоциации городов Украины неутешительная - многие положения проекта не соответствуют Европейской хартии местного самоуправления. Критически по документу высказались и ваши однопартийцы. В чем именно риски?
Обсуждение этого законопроекту было у нас еще в прошлом году на уровне области. И мы вносили очень много замечаний к нему. Например, там была статья, по которой префект может фактически отменять решения сессии и останавливать эти решения. Это точно не предоставляет развития местному самоуправлению, это выстраивает более жесткую государственную вертикаль. Но эту норму обещали убрать из проекта закона - эти функции надо предать суду. В то же время то, что государство будет контролировать решение местного самоуправления, - это неплохо. Ведь иногда местное самоуправление занимается популизмом или пытается на местном уровне вместо условной канализации заниматься политикой. А если один регион станет голосовать за язык, а другой за НАТО, то мы очень быстро будем расшатывать общую лодку. И это точно не добавит единства соборной Украине. Но делать это нужно в правовом поле, а не единоличным решением префекта. Его функция - надзор. И это только один пример. В проект №4298 есть много позиций, которые нивелируют принципы децентрализации.
Давайте теперь поговорим о децентрализации в форме местных референдумов - еще один законопроект сейчас на обсуждении. Как вы относитесь к нему?
В программе партии «Предложение» есть целый раздел, посвященный местным референдумам. Мы считаем это проявлением прямой демократии. Этот механизм, нужен местному самоуправлению. Особенно, городскому голове, который несет персональную, а не коллективную ответственность (как местный совет). Потому что все инициативы мэра могут быть популярными. И именно здесь должна включаться референдум, который поможет установить позицию людей и отстоять интересы общества. Маленький пример: в Житомире я лично хотел бы полностью убрать из города малые архитектурные формы, так называемые МАФы, потому что они точно не украшают город. С другой стороны мы видим, что часть людей, которые являются владельцами десятков киосков, прикрываются малым бизнесом и говорят о давлении со стороны власти, когда она принимает решение о демонтаже. А вот если бы жители голосованием поддержали бы эту инициативу, то можно было бы принимать решения, работает на благо общества. И наоборот.
10% от числа избирателей общины - таким по проекту должно быть количество подписей для того, чтобы начать процедуру организации референдума. На ваш взгляд, этого достаточно?
Знаете, демократия - это такая вещь ... Сколько у нас ходит людей на выборы? Прошлые местные выборы - это около 37% в среднем по стране. Это и есть те активные люди, которые готовы принимать решения или брать на себя ответственность. Поэтому, чтобы начать референдум, 10%, к сожалению, в нашей стране - достаточно.
А вот референдум по поводу объявления недоверия городскому голове или местному совету. Эти вопросы должен решать громада? Должна ли она получить такие полномочия?
Есть за и против. Я понимаю этот механизм - это некий предохранитель от «властной болезни». В то же время его могут использовать люди, которые проиграли выборы. И все 5 лет они будут вносить деструктив, расшатывать ситуацию. Поэтому это спорная норма.
Еще один законопроект касается земельной децентрализации. №2194, - он предусматривает передачу контроля над землей в пределах громады под ее полный контроль. Ваша позиция по этому вопросу?
В целом, передача земли в управление громадам - это абсолютно правильно, это нужно делать. Партия «Пропозиція» в своей программе отмечала, что этот процесс надо ускорить. Но мы уже много лет об этом говорим. Между тем, землю государственной собственности быстрыми темпами и часто через коррупционные связи отдают в льготную аренду или даже в собственность. Особенно это важно для сельской местности, так как для них это почти единственная возможность наполнять свои бюджеты. Так же наша политическая сила выступает за то, чтобы земельные ресурсы соответствующей громады, как можно скорее перешли в коммунальную собственность.