"Муниципальный кодекс - это больше об ответственности, а не о деньгах" — пропозиционер Александр Сенкевич
Мэр Николаева и соучредитель партии «Пропозиция» Александр Сенкевич рассказал о том, когда город может выйти из "красной" зоны, указал на пробелы центральной власти в борьбе с COVID-19, а также о своем отношении к местным референдумам, земельной децентрализации и проекта новой системы территориальной власти.
Николаевщина - один из 13 регионов «красной» зоны. Какая сегодня в городе ситуация с заболеваемостью СOVID-19?
По состоянию на утро понедельника, 12 апреля, в Николаеве зафиксирован 121 случай заболеваемости коронавирусом. В больницах находятся 672 больных. Мы организовали 1010 коек для таких пациентов в 4 городских медучреждениях и роддоме. Сейчас загруженность составляет 67%. Но еще 164 человека под подозрением, поэтому ситуация может измениться в любой момент. Говорить же о выходе из «красной» зоны рано. Впрочем все будет решать государственная комиссия ТЭБ и ЧС. Пока же в городе с 3 апреля действуют дополнительные карантинные ограничения.
Что скажете о сотрудничестве государства и органов местного самоуправления в вопросе преодоления последствий пандемии?
Год назад мы начали борьбу с неизвестной до сих пор болезнью. Опыт одновременно получала вся страна - и государственные органы власти, и местное самоуправление - все мы налаживали механизм совместных действий. Хотя мне кажется, государство могло бы более ответственно отнестись к своей работе в этом направлении. И в плане организации системы поддержки людей, и по организации оказания медицинской помощи, и той же вакцинации. Например, протокол лечения от COVID-19 в течение года менялся неоднократно. Я понимаю, что мы в поисках действенных алгоритмов. Впрочем от этого страдают в первую очередь обычные люди. Ведь речь идет об обеспечении больниц. Возможно, на время пандемии следовало бы приостановить реформирование отрасли по некоторым направлениям и действовать так, чтобы оперативно реагировать на вызовы. Прежде всего в части обеспечения больниц всем необходимым. Здесь можно вспомнить неиспользованные средства антиковидного фонда, практически проваленную кампанию по вакцинации, несовершенную и вялую информационную кампанию. Надеюсь только на то, что прожитый в течение года опыт все-таки даст понимание, как нам правильно действовать, как обустраивать нашу жизнь в дальнейшем. Ведь надо признать: этим локдауном борьба с коронавирусом не ограничится.
Каким образом организована помощь бизнесу во время пандемии? Знаю, что на местном уровне у вас есть предложение по смягчению арендной платы для предпринимателей николаевских рынков...
К сожалению, здесь ни органы местного самоуправления, ни тем более государственная власть не могут поставить себе высокую оценку. На уровне государства до сих пор нет механизма реальной поддержки бизнеса во время пандемии. Только 30 марта было принято закон об оказании помощи застрахованным лицам на период осуществления ограничительных противоэпидемических мероприятий, введенных с целью предотвращения распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавируса SARS-CoV-2. То есть, еще впереди принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации закона. А для бизнеса каждый день на счету. Мы еще практически в начале пандемии приняли определенных действий, чтобы поддержать николаевский бизнес так, как можем, нашими инструментами. Это акция «Сделано в Николаеве» - речь идет о регулярных встречах представителей городской власти с людьми бизнеса, общения, которое помогает найти общие решения. Мы пробуем наладить такой диалог, который давал бы хотя бы небольшой, но результат. Городская власть подписывала обращение в органы государственной власти по поддержке предпринимателей. То есть стараемся использовать все возможные инструменты, чтобы помочь тем, кто наполняет городскую казну, создает рабочие места, ответственно относится к жизни общины. 8 апреля я провел встречу с руководителями рынков Николаева. Мы обсудили смягчения арендной платы для предпринимателей. На местном уровне у нас есть возможность оказывать бизнеса целевую помощь. По моему поручению специалисты мэрии разрабатывают соответствующую программу. Согласно процедуре, ее должны утвердить депутаты городского совета. Предложенный механизм поддержки - это шанс реально помочь малым и средним предпринимателям пережить это время, минимизировать убытки и сохранить рабочие места.
Около месяца назад президент поручил разработать муниципальный кодекс. Почему для органов местного самоуправления он несколько необходим? Ведь это ключевое требование партии «Пропозиция», которую наконец услышала власть.
Было анонсировано, что над разработкой Муниципального кодекса начнет работать Конгресс местных и региональных властей. Конечный результат должен зависеть от того, насколько качественной будет эта работа. Но пока мы не видим ни Конгресс, ни работы над кодексом. Я лично считаю, что реформа децентрализации была и остается одной из лучших реформ нашей страны. И как раз Муниципальный кодекс может стать следующим звеном в ее развитии. Сегодня местные власти получили новые возможности, немало возможностей. Стоит закрепить их в таком кодексе. Стоит оставить на усмотрение местных общин те вопросы, пути решения которых из столицы не видно. Я давно говорю о необходимости создания муниципальной полиции. Тогда у нас существенно меньше вандалов, не будут с такой периодичностью разбивать остановки общественного транспорта, крушить памятники или артобъекты. Я давно говорю о необходимости самостоятельно, на местном уровне администрировать местные налоги. А центральная власть пытается не только передать нам эти полномочия, а и наоборот, частично отобрать налоги в пользу Киева. Создание полноценного земельного кадастра, института третейских судей, осуществление экологического контроля. Важно в этом Муниципальном кодексе иметь четко прописанные правила. Четко распределены полномочия. Четко определенную ответственность. Все это прописано в предвыборной программе партии «Пропозиция», соучредителем которой являюсь я. Если мы реализуем этот пункт - получим результат. Тогда, возможно, и желающих стать представителем местной власти будет меньше, чем сейчас. Потому что тогда уже будет больше об ответственности, чем о распределении денег.
Как Вы относитесь к реформированию территориальной организации власти, которая прописана в законопроекте №4298. Речь идет о создании системы префектурного типа.
Иногда складывается впечатление, что центральная власть одной рукой дает полномочия и возможности, а другой отбирает. Так и в этом случае. Я уверен, что это определенный инструмент, с помощью которого власть получает возможность влиять на местное самоуправление. Так, заблокировав определенные финансовые решения, можно попытаться воздействовать на муниципалитеты, сделать его послушным. Но если вы уже решили дать полномочия местным органам власти, поэтому дайте их! Создайте с помощью того же Муниципального кодекса инструменты ответственности, чтобы иметь возможность приостанавливать те решения и действия местных властей, которые выходят за пределы ее компетенции. Но не давите! Впрочем центральная власть, видимо, еще пока не готова выпустить из своих рук возможность серьезно влиять на местное самоуправление.
Президент через два с половиной месяца после принятия наконец подписал закон «О всеукраинском референдуме». В то же время теперь на повестке дня - законопроект о местных референдумах. В программе партии «Пропозиция» есть целый раздел, посвященный местным референдумам ... Итак, власть наконец услышала регионы?
Наше предложение перед выборами заключалось в том, чтобы на местный референдум выносить вопрос планов и программ развития общества, инфраструктурных проектов, отчуждения муниципальной собственности, объединения общин, локальной культуры, истории и политики памяти, которое не противоречит законодательству Украины. Впрочем центральная власть пошла дальше и предлагает на местном референдуме объявлять недоверие городскому голове и местному совету. Но вы понимаете, что любому городскому голове, городскому совету нужно время. Только время может показать, на что способны эти люди. А благодаря такому референдуму можно бесконечно менять ситуацию в чью-то пользу. И работы не будет.
10% избирателей - таким должно быть количество подписей для того, чтобы начать процедуру организации референдума. Этого достаточно?
10 процентов - мало, конечно. Это количество подписей, которое способна собрать любая оппозиционная сила с материальным ресурсом. На мой взгляд, это дает возможность манипулировать мнением общества. Тем более, вы сами знаете, насколько пассивными бывают наши избиратели (а референдум - это не про всех членов общины, а только тех, кто имеет право голоса). Активность - не самая сильная черта украинца. Поэтому совсем небольшая часть горожан получает возможность решать за всех.
Поговорим о земельной децентрализации. Верховная Рада на этой неделе продолжит рассмотрение законопроекта №2194, который предусматривает передачу контроля над землей в пределах общины под ее полный контроль. Разделяете эти нормы?
Я разделяю философию этого законопроекта. Потому что он, опять же, находится в общем фарватере программных принципов партии «Пропозиция». Впрочем, на практике законопроект №2194 дает нам «красивую» картинку, под которой пока нет реальных решений и инструментов. Стоит обратить внимание лишь на то, что в Украине до сих пор нет реестра земли. Мы не знаем точно, какие участки для чего можно использовать, кто и как их обрабатывает, у кого они в аренде или собственности, и тому подобное. То есть вопросов больше, чем ответов. Я считаю, что есть риск того, что снова под видом следующей реформы, вроде открытия рынка земли, создание прозрачности ситуация будет использована в пользу узкого круга заинтересованных в этом людей. Такую реформу необходимо готовить более осторожно, подробно и взвешенно. А не так, как у нас это иногда делается: процесс начат, а вот что потом делать - кто знает ...