Пожизненная монополия, с любовью от государства: как Игорь Коломойский украл аэропорт в Днепре

Несколько недель назад госпредприятие "Финансирование инфраструктурных проектов" разорвало договор с компанией "Альтис-Констракшн" на строительство аэродрома Международного аэропорта "Днепр". Журналисты подозревают, что за разрывом соглашения стоит не только желание ускорить работы, которые по сути не ведутся, но и "поднять" денег. Впрочем, открытым остается еще один вопрос, - "а принадлежит ли аэропорт государству?" Кто будет зарабатывать на аэропорт после реконструкции? Украина? Или бессменный с 2009 года владелец? Как Игорь Коломойский украл аэропорт и почему решение 10 летней давности может вылезти боком жителям Днепра рассказали на портале Цензор.НЕТ, передает Днепровская Панорама.

Следи за руками

Проблема с определением формы собственности днепровского аэропорта возникла не при Зеленском и даже не при Порошенко, у которого мэр Днепра просил помощи на строительство в 2018 году. Проблемой для Днепра аэропорт стал намного раньше. В далеком 2008 году Кабмин одобрил "Государственную программу развития аэропортов", согласно которой было предусмотрено:

  • сохранение всех аэродромов в Украине исключительно в государственной собственности;
  • сохранение государственной собственности аэропортов "Борисполь", "Бердянск", "Львов" и "Днепропетровск".

Уже через 2 месяца, - в мае 2008 года, СНБО приняло решение - передать "Днепропетровск" на баланс нового госпредприятия "Международный аэропорт" Днепропетровск". Прошло чуть больше года, и уже в 2009-м, в результате непонятных процессов, концепция СНБО относительно судьбы днепровского аэропорта в корне изменилась. Из решения СНБО 2008 года внезапно исчез пункт о передаче аэропорта на баланс госпредприятия. Вместо этого появился пункт, согласно которому частным инвесторам была разрешена приватизация ГП "Днеправиа", на балансе которой и находился тогда Днепровский аэропорт.

Тем самым инвестором, который и приватизировал аэропорт стала компания "Галтера", которая относится к сфере влияния Игоря Коломойского. Согласно официальных ответов государственных органов на публичные запросы, в частности Мининфраструктуры и Минобороны Украины не имеют никаких прав на объекты, расположенные на территории днепровского аэропорта. Так, с момента принятия решения СНБО, о передаче хотя бы взлетно-посадочной полосы в государственной собственности прошло уже более 10 лет. Увы, это решение скандальный олигарх так и не выполнил.

Приватизация государственных 94,5% акций "Днеправиа" в составе авиакомпании и аэропорта Днепра состоялась на конкурсе 28 августа 2009. После подписания договора ООО "Галтера" взяло на себя обязательства по инвестированию в аэропорт Днепра более 800 млн.

В разгар противостояния команды Порошенко и Игоря Коломойского в 2015 году Фонд госимущества провел проверку выполнения условий договора купли-продажи акций "Днеправиа" и обнаружил - условия договора не были выполнены вовсе. В том же году часть объектов аэропорта была передана в распоряжение Минобороны.

1 октября 2015 Фонд госимущества направил ООО "Галтера" предложение о расторжении договора и просьбы оплатить штраф и пеню в размере 221 млн за невыполнение обязательств, предусмотренных договором, а также вернуть акции "Днеправиа". В 2017 Хозяйственный суд Днепропетровской области удовлетворил иск Фонда госимущества к "Галтере", но проиграл апелляцию. В 2019 Хозяйственный суд Киева отказал Фонду госимущества в расторжении договора с ООО "Галтера".

Аэропорт в Соленом "не взлетел"

Когда Петр Порошенко пообещал мэру Днепра Борису Филатову государственную помощь в реконструкции аэропорта в Днепре, еще не было окончательного решения суда. Впрочем бывший министр инфраструктуры Владимир Омелян и тогда предлагал строить аэропорт в другом месте.

"Несмотря на то, что Коломойский якобы обещал выйти из аэропорта, а инвестировать туда собирался Ярославский, чья деятельность в аэропорту Харькова не вызвала вопросов монополии, мы понимали, что мы можем увязнуть в судебной волоките. Насколько я помню, в то время рассмотрение в судах дела еще продолжался ", - рассказал Омелян.

В очерках об аэропорте можно встретить информацию, что метеорологическая и экологическая обстановка в районе аэропорта Подгороднего, что находится на 80 метров ниже Днепропетровского аэропорта, лучше для регулярных полетов, особенно в осенне-зимний период. Поэтому Емельян предлагал строить аэропорт в поселке Соленое на Днепропетровщине, где была государственная земля, а местная власть готова была предоставить свою.

Проект поддержала и центральная власть. Более того, даже были объявлены первые тендеры на проект. Увы, новая власть Зеленского от идеи аэропорта в Соленом отказалась. В марте 2021 тогда тогдашний министр инфраструктуры Владислав Криклий объявил о начале строительства первой очереди аэродрома.

Контракт на подготовительные работы в сентябре 2020 получила компания "Автомагистраль-Юг", а в феврале 2021 "Альтис" выиграл на тендере контракт на строительство. За первые месяцы работы на объекте велись не слишком активно. В мае 2021 года АМКУ вдруг остановил работу в аэропорту. Точнее прекратил государственную помощь, оказываемую Мининфраструктуры.

Несмотря на то, что АМКУ не выдвинуло никаких претензий непосредственно к тендеру, уже тогда "Лига антитрастовые" предположила, - это может стать основанием для пересмотра победителя и "Автомагистраль-Юг" - получит второй шанс освоить 4 млрд. Впрочем, тендер действительно отменили.

Чья земля?

В начале 2020 тогдашний глава Днепропетровской ОГА Александр Бондаренко написал, что "на территории будущего аэропорта сейчас находятся участки, принадлежащие частному лицу, "Южмашавиа" и "Днеправиа". Следует выкупить земли, компании перенести. В феврале должны быть заключены все соглашения ". На портале Единой государственной электронной системы в сфере строительства сведения о земле для аэродрома не внесены.

По словам представительницы горсовета Днепра - адвоката Елены Доненко, ни в государственную собственность на баланс Мининфраструктуры, ни на баланс Минобороны, ни в коммунальную собственность сооружения и имущество аэропорта не передавались. Впрочем, даже решения судей уже несколько лет подводили власть к очевидному решению - определить наконец, "Кому Днеправиа должен передать взлетную полосу, радиомаячную систему и земельные участки".

А пока, ситуация остается подвешенной. Даже после реконструкции и перестройки силами Ярославского, а также расходования миллиардов бюджетных средств, аэропорт фактически принадлежит структурам Игоря Коломойского. К слову, одна из таких компаний из сферы влияния Коломойского - ООО "Международный аэропорт" Днепропетровск "- уже долгие годы остается единственным и эксплуатантом аэродрома. Такой исключительный статус позволяет частной компании единолично решать, - пускать сторонние авиакомпании в аэропорт, или послать их "пить кофе".

В 2021 году право быть единственным эксплуатантом аэродрома Днепр получила все та же частная компания ООО "Международный аэропорт" Днепропетровск". Более того, это право стало бессрочным, фактически пожизненно монополизируя Коломойского.