Особенности страхования жизни: ради денег мошенники "убивают" себя
Беспрецедентный случай мошенничества на рынке страхования жизни Украины выявили правоохранительные органы. Заемщик банка из Днепропетровска инсценировал свою смерть и получил страховую выплату в размере 10 млн грн или свыше $1 млн на момент заключения договора страхования жизни.
По информации «Капитала», страховщиком по данному риску выступила лайфовая компания «MetLife». Косвенным доказательством этого является обнародованное прошлой осенью сообщение «MetLife» о беспрецедентной страховой выплате в размере 10 млн грн. Но теперь компания более сдержанна в комментариях: «У нас отсутствуют основания для предоставления комментариев по обстоятельствам, в отношении которых ведется следствие», — сообщили в пресс-службе «MetLife».
Страшный случай
Следствие ведется в рамках дела о мошенничестве (ч.4 ст. 190 УК Украины), в котором обвиняют заемщика банка и его семью. Согласно обнародованной информации, днепропетровский бизнесмен купил полис страхования жизни в 2013 году на сумму 10 млн грн ($1,3 млн) , а в 2014-м — инсценировал собственную смерть. Его семья получила всю страховую выплату и даже потратила деньги. А недавно якобы погибшего страхователя правоохранители разыскали в Полтавской области. Теперь прокуратура просит суд арестовать 7 карточных банковских счетов, 2 депозитные счета, 5 автомобилей, 2 земельных участка, 3 дома, 5 квартир, а также более 140 тыс. грн.
«Реализовать это имущество и вернуть страховщику свои деньги будет нелегко, — считает замгендиректора ассоциации „Страховой бизнес“ Вячеслав Черняховский, — Но больше всего меня интересует, как можно было застраховать человека на такую сумму и потом ее выплатить?».
Низкая цена жизни
Максимальная страховая сумма по риску страхования жизни в нашей стране, в среднем, составляет 1-2 млн грн., хотя на Западе суммы могут исчисляться десятками и сотнями миллионов долларов. Такое неравенство сложилось из-за того, что страховщики оценивают жизнь своих клиентов в зависимости от их доходов. «Страховые суммы в Украине низкие, потому что невысокие доходы граждан», — говорит предправления компании «Блакытный полис» Сергей Тарасов. Как правило, большинство страховщиков, готовы платить за жизнь страхователя сумму в размере двух-трех его официальных годовых доходов. При этом, допустим, за полноценную страховку жизни на сумму 1 млн грн клиенту придется заплатить 40-50 тыс. грн страхового платежа. «Даже если он готов платить такие деньги, это не снимает с него обязательства пройти медицинский и финансовый андеррайтинг прежде, чем будет подписан договор страхования жизни», — уверяет предправления страховой группы «ТАС» Павел Царук.
В рамках финансового андеррайтинга, по словам предправления «Aegon Life Ukraine» Нины Гузей, клиент должен документально подтвердить свои доходы. А медицинская проверка может включать в себя комплекс медобследований, который определит клиенту страховая компания. «Если страховая сумма большая, то компания может за свой счет проводить медосмотры», — говорит Павел Царук. Но главное для страховщика, по его мнению, все же определить настоящий мотив клиента, желающего застраховать свою жизнь.
Погоня за валом
Страховщики отмечают, что за последний год в Украине выросло количество случаев мошенничества в сегменте лайфового страхования. «Вероятно, это связано с падением уровня жизни населения», — предполагает предправления компании «Юпитер VIG» Руслан Васютин. По его словам, большинство случаев трудно назвать преднамеренным мошенничеством — люди просто не предоставляют страховщикам всех, необходимых для заключения договора, документов.
«Особенно это касается тех случаев, когда клиентов в компанию приводят партнеры — салоны, магазины или банки», — говорит Руслан Васютин.
Получателя 10 млн грн также называют заемщиком банка. Если это так, то страховщики не исключают, что «MetLife» стал заложником нынешней ситуации, которая сложилась на рынке страхования жизни Украины: в погоне за бизнесом компании готовы идти на любые уступки партнерам. Такие, как например, выплата агентского вознаграждения банкам в размере 91-94% от полученных премий или неполный андеррайтинг клиентов. Чем не преминули воспользоваться мошенники.