От богослужений до распродажи: как светлый праздник Пасхи отмечали в Екатеринославе

Сто лет назад Пасха была главным праздником года для основной массы жителей нашего города. Потому и встречали Светлое Христово Воскресение с большим размахом.

Целую неделю в Екатеринославе не прекращались богослужения, а заканчивалось все… грандиозной распродажей товаров в магазинах.

На Пасху екатеринославцы думали о смысле жизни и посещали богослужения

В начале XX века на первом плане для многих стояли духовные ценности. Новый год еще не мог сравниться по популярности с Пасхой, а 8 марта, 1 мая и другие светские праздники, понятное дело, еще только набирали обороты.

Именно праздник Пасхи был главным духовным событием года, когда можно было сосредоточиться на мыслях о высоком, и подняться над прозой жизни. Газеты, обычно заполненные официальными новостями и криминальной хроникой, выходили в это время с целыми полосами назидательных рассказов и елейных стихов.

В апреле 1912 г. в газете «Южная Заря» неизвестный автор восклицал: «Гудят колокола, звонят во всех храмах.

Возвещают о Светлом празднике, празднике любви, мира и всепрощения. Какие громадные, могучие слова! И как хочется в этот день, в день их торжества забыть всю грязь жизни, всю ее серую накипь, все ее обиды и любить бесконечно, любить и прощать…

Хочется верить, что сегодня, стоя в храме… люди сознательно подумают о жизни… и выйдут из храма воскресшими».

Обязательно помещали в газетах и расписание богослужений. В апреле 1911 г. газета «Русская правда» писала: «Богослужения епископ Симеон будет совершать в кафедральном соборе:

В великий четверг, 7 апреля, в 6 час. вечера, чтение Евангелий («Страсти»), в Великую пятницу, 8 апреля, в 2 часа дня – вечерню с выносом плащаницы, в Великую субботу, 9 апреля, в 4 часа утра – утреню с крестным ходом с плащаницею вокруг храма. В 11 ½ часа ночи под 10 апреля епископом Симеоном будет совершаться в соборе пасхальная заутреня и божественная литургия».

По случаю праздника особом ритме работала городская почта.

В 1911 г. газета «Русская правда» отмечала, что с 4 апреля во всех почтово-телеграфных учреждениях «открыт, по примеру прежних лет, заблаговременный прием телеграмм внутренней корреспонденции с поздравлениями к празднику Св. Пасхи».

Элита города устраивала «Пасхальные визиты» в Потемкинском дворце и Английском клубе

В Екатеринославе начала XX века существовала официальная церемония празднования Пасхи – «Пасхальные визиты».

Высшие гражданские и военные чиновники города и губернии собирались в Потемкинском дворце, где размещался Дом Дворянского собрания (ныне Дворец культуры студентов в парке им. Шевченко) и в здании Английского клуба (ул. Воскресенская, 3).

Информация об этих визитах обязательно печаталась на первой полосе ведущих городских газет.

 
Например, в субботу 9 (21 по новому стилю) апреля 1911 г. газета «Русская правда» разместила объявление: «Екатеринославский Губернатор, Гофмейстер Двора Его Величества, Владимир Васильевич Якунин приглашает лиц, желающих в предстоящий праздник Св. Пасхи заменить обычные визиты взаимным поздравлением, пожаловать 10 апреля в зал Английскаго клуба, к 1 ½ часов дня».

Газета «Южная Заря» в субботу, 24 марта (6 апреля) 1912 г. сообщала, что лучшие люди города «будут приносить и принимать взаимныя Пасхальныя поздравления в первый день Светлаго Христова Воскресения 25-го сего марта в Потемкинском дворце от 1 час. до 2 ½ час. дня».

Список участников церемонии выглядит внушительно: это епископ Екатеринославский и Мариупольский Агапит, екатеринославский губернатор, гофмейстер Двора Его Величества В.В. Якунин, губернский предводитель дворянства, шталмейстер Двора Его Величества, сенатор князь Н.П. Урусов, начальник екатеринославского гарнизона генерал-лейтенант М.М. Добровольский, председатель Екатеринославского Окружного суда статский советник А.П. Пилкин и «господа начальники отдельных частей».

Интересно, что и участники «Пасхальных визитов», и те, кто по различным причинам не могли нанести визит, делали денежные пожертвования. Вырученные средства обязательно направлялись на благотворительность.

В объявлении на Пасху 1911 и 1912 годов говорилось: «Пожертвования, взамен визитов, размером не менее одного рубля, поступают в пользу детскаго приюта Ведомства Учреждений Императрицы Марии» на Новодворянской улице (ныне Вернадского). В 1911 г. губернатор В.В. Якунин пожертвовал 10 руб., промышленники Э.Я. Вюрглер – 25 руб., И.И. Тиссен – 25 рублей.

Екатеринославские развлечения на Пасху: драмы о любви и ревности, оперетты и авиашоу

Старый Екатеринослав, «город железной лихорадки», один из самых богатых городов Российской Империи, даже в праздник Пасхи не отличался большой набожностью. Вечерняя и ночная жизнь города даже в этот праздник бурлила.

 
Никаких особо религиозных картин и постановок не было.

В 1912 году, 26 апреля (понедельник после Пасхи) синематограф «Художественный театр» предлагал «Большую праздничную программу картин «Дездемона», блестящая передача переживаний любви, и ревности, волнующая своими моментами зрителя». Дальше шли драма «Соблазн» и «Чарующие виды осени на Юге Франции». Театр «Блиц» показывал драму «Властелины воздуха», «Живописные местности Северного Уэльса» и комическую вещь «Честь Розалии». В здании Нового Зимнего театра (ныне театр им. Горького) сразу после Пасхи 10 дней давали оперетту! В понедельник шел «Грандиозный карнавал» 76 человек на сцене, во вторник «Феи Карлсбада», в среду «Шалунья», а в четверг «Добродетельная грешница» и «Королева бриллиантов».

На закуску жителям города предлагали авиашоу и фокусы! В понедельник после Пасхи, 26 апреля 1912 г., на Ярмарочной площади (ныне район ул. Рабочей ниже ул. Уральской) состоялся «единственный день полета» авиатора А.А. Кузьминского на «историческом аппарате Блерио». А в театре Коммерческого собрания два дня показывали гастроли «Европейской знаменитости феномена Чудодея Аммосс (премьера индийских факиров)».

В программе значились «чтение чужих мыслей», «разрезы тела и заживление» и «галлюцинации толпы». Как видим, Пасхальный репертуар екатеринославских театров и кино особой набожностью не отличался. Устраивались и благотворительные мероприятия для широкой публики. 3 (16) апреля 1911 г. в Зимнем театре проходила «Грандиозная Пасхальная Лоттерея-аллегри на 2000 выигрышей», где «разыгрываться будут исключительно принадлежности Пасхальнаго стола: гуси, утки, куры, барашки, поросята, окорока, колбасы, мука, сахар, чай, консервы, апельсины и прочее. Цена билета 20 копеек».

После Пасхи на Фоминой неделе устраивались самые грандиозные распродажи

Духовное и мирское в Екатеринославе переплеталось очень причудливо. Многие ждали праздника Пасхи и чтобы помолиться в храме, и чтобы вскоре неделю заниматься «шоппингом», как сказали бы сегодня.

На вторую после Пасхи, Фоминую неделю, приходился пик распродаж во всех магазинах города. Местные газеты в дни Пасхи и две недели после выходили не на 4 полосах, как обычно, а занимали шесть или восемь полос. Все они были заполнены огромными объявлениями, завлекавшими покупателей. В апреле 1912 г. торговый дом «А.Г. Зильберман и Сыновья» объявлял, что, кроме обычных дешевых распродаж, назначается «большая окончательная ликвидационная дешевая распродажа», цены понижались на 30 % от последних распродажных.

 Очень характерное объявление дал магазин «Братья А.и Я. Альшванг»:

«Громадная распродажа на Фоминой мужского, дамского и детского белья.

Одеяла, накидки, скатерти, полотенца, простыни, салфетки, платки, чулки, носки, остатки полотен на мужские цветные сорочки, блузки, матинэ, пэньюары, юбки, чулки» со скидкой 40-50 %".

И вот еще объявление:

«Спешите!!! Приобрести модное всех сезонов готовое платье по ценам ниже фабричных только на 7 дней на Фоминой распродаже в магазине готового платья Абрам Шульман».

Годом раньше, в апреле 1911 г., газеты также пестрели объявлениями:

«Электрическая колбасная фабрика К. Мецгера сообщает, что к празднику Пасхи цены на копченые окорока понижены».

«Муку для пасок и всяких печений высшего качества первой автоматической мельницы города Екатеринослава, потомственного почетного гражданина Ивана Ивановича Тиссена, можно иметь в собственных магазинах».
Между прочим, владелец был удостоен в 1910 г. Большой Золотой Медали «по мукомольному делу» на Южнорусской выставке в Екатеринославе. «Фабрика конфект и шоколад «Юнона», Проспект, дом Штейна, доводит до сведения жителей гор.

 
Екатеринослава и его окрестностей, что к празднику Святой Пасхи приготовлены в большом количестве свежия разныя конфекты, шоколад, мармелад, ирис, монпансье, пряники, цукаты и много других кондитерских приготовлений».

Празднование Пасхи в Екатеринославе было главным событием года, где переплетались высокие духовные мотивы и гедонизм.

Сейчас традиции встречи Пасхи, основательно забытые на 70 лет в советское время, постепенно возвращаются. Правда, время распродаж теперь «сместили» на Рождество.

Максим Кавун