От рэкетира на Озерке до криминального авторитета: как рынки Днепра подняли "братву" Нарика
История становления днепровского криминала неразрывно связана с развитием местных рынков. Легальная и стихийная торговля законной продукцией на десятилетия стали той базой, которая подпитывала братву, впоследствии переродившуюся на авторитетных бизнесменов, меценатов и даже политиков, передает Днепровская Панорама, ссылаясь на 49000.
Неудивительно, что все, что связано с функционированием рынков, вызывает широкий резонанс – что часто искусственно подогревается заинтересованными сторонами. И иногда кажется, что ситуацию, когда эти государства в государстве, которые пытаются жить по своим правилам и понятиям, изменить не удастся. По крайней мере, в этом пытаются убедить их самопровозглашенные царьки.
Криминал, что эти понятия и навязал, с яростью бросается на любую попытку привести эту сферу к цивилизованным принципам – принятым во всем мире, и законам регламентированным. Поэтому каждое принятое решение городских властей о наведении порядка на той или иной территории города неизменно высказывается либо митингом «недовольных» горожан, либо бунтом «обиженных торговцев». За которыми прослеживается четкая режиссура, отработанное исполнение и обязательное «возмущение» купленных вещателей штатного телеканала D1.
И нет ничего удивительного, что этот канал контролируется именно Александром Петровским, который прошел путь от наперсточника-рекетира Алика Нарика из «Озерки» до авторитетного бизнесмена, мецената, друга разномастных политиков и благотворителя всех религий. «Защитника» Днепра от оккупантов на венских плацдармах, члены бригады которого за десятилетие поднялись к «ворам в законе», спортивным и культурным функционерам и даже священникам.
Оставаясь на связи…
Но вернемся к теме рынков. Точнее, прежде чем в них входил наш персонаж. До 1993 года за ним числилось несколько случаев хищений государственного и коллективного имущества в особо крупных размерах, вымогательство, самоуправство, угроза убийства, три уголовных дела по фактам хулиганства и подделки документов, незаконное получение 12 автомобилей.
«Обвиняется в том, что он не работая с 1989 года и не имея законных источников средств существования, стал на путь совершения умышленных тяжких корыстных преступлений», — отмечалось в уголовном деле.
Но дело развалилось, а связи в органах и горсовете остались. И это помогло Петровскому распространить свое влияние на большое количество объектов торговли.
К примеру, рынок на ул. Боброва на участке от переулка Калинина до улицы Пастера принадлежит ООО "Ермак" (так зовут сына Петровского) и ООО "Алина-А". Оба владела мать Петровского Оксана, которая входила в ТОП-20 самых богатых женщин Днепра. Впоследствии она возглавила областной театр Шевченко и удостоена внимания и звания от президента Порошенко. Кстати, в 2015 году было открыто уголовное производство по факту использования ООО «Ермак» земельным участком без документов. Стоит ли удивляться тому, что решение городских властей навести порядок на этом рынке, вызвало бурную реакцию со стороны его владельцев? Как всегда, были обвинения в давлении на бизнес, самоуправление и прочее.
Несогласных жгли и убивали
Среди основателей печально известного Славянского рынка, который за время своего существования горел несколько раз, числились Анжелика Петровская (так зовут жену Нарика), Жанна Арутюнова и Андрей Дегтярь. Хотя была Елена Задорожец, которую просто убили. Была основателем и Ольга Василенко: в 2006 году она была соучредителем ООО «Ягуар», которое связывается с Гарегином Арутюновым. А самого Гарегина – давно и крепко с Александром Петровским, но об этом немного позже.
Как заявляла после пожара 2009 координатор Антирейдерского союза по Днепропетровской области Ирина Малоголовкина, документация на территорию Славянского рынка до сих пор числилась за старым автовокзалом. Земля просто была сдана в аренду на длительный срок. Кроме того, здесь нет капитальной застройки. Обычная разбираемая конструкция и потому утверждать документы на Славянский рынок не было нужды.
Можно поспорить, что этот торговый объект приносил пользу городу или каким-то образом влиял на наполнение городского бюджета. Уверена, что уголовное дело, возбужденное по факту пожара на «Славянке», вскоре закроют, а людям скажут, что это был несчастный случай. Если подтвердится версия поджога, то это еще раз докажет, что у нас существуют жестокие и зверские методы, жертвами которых всегда остаются простые люди», — подчеркивала Малоголовкина.
Рынок "12 квартал", расположенный на ул. Б. Хмельницкого, 118а принадлежал ООО «12 квартал». Эта фирма в 2000 году создала ООО "Агроинвест". В 2006 году в учредителях появилось ООО «Свет», соучредителем которого был экс-депутат городского совета, бывший директор обанкротившегося предприятия «Днепрошина» Виталий Вербас. Раньше рынок принадлежал к сфере деятельности «Днепрошина». Сам же Вербас напрямую связан не только с Петровским, но и с самыми яркими выходцами из братвы. Так вместе с Нариком и вором в законе Умкой (Сергей Олейник) они владеют АО «Армариус».
Рынок «Платоновский» на бульваре Платонова, 3-я принадлежал ООО «Кристина», основанному в 1995 году Гарегином Арутюновым. Владеет «Кристиной» и торговыми площадками на ул. Пастера. В 2013 году днепропетровскими судами рассматривался иск ООО «Кристина» к горсовету о признании права собственности на торговые павильоны, расположенные по ул. Пастера. Требования ООО суд не признал. Эксперты отмечают, что по странному стечению обстоятельств сфера деятельности «Кристины» неизменно совпадала с интересами Петровского.
Как обвесить город
Что делали хозяева торговых территорий? Так, во многих случаях реализовалась следующая цепочка узаконения через решение суда. Когда сначала легализовали временные торговые здания как капитальные, затем в судебном порядке под них принудительно оформлялась земля. При этом рынки всячески пытались снизить размер арендной платы за землю. Для этого просто подменялась формулировка целевого назначения этой земли.
Кроме того, многие новые рынки имели не специально отведенные для этого земельные участки, а тротуары. Для этого сначала оформляли разрешение на проведение временных ярмарок, затем эти территории узаконивали уже как рыночные, использовав вышеописанный путь.
По мнению экспертов, за большинством рынков стоят люди не публичные, некоторые имеют прямое отношение к криминальному миру. В списках учредителей устроителей рыночных площадей фамилий не встретить. Поэтому в перечне рыночных собственников встречаются совсем никому не известные личности. Их можно отнести к «подставным» личностям с орбиты Александра Петровского.
Рэкетом "Металлурга" занимались дети Днепропетровска
Особое место в «рыночной» деятельности нашего персонажа занимает захват прибыльного объекта в самом центре Днепра – вещевого рынка «Металлург» в конце 90-х. В свободном доступе находится справка о тогдашних притязаниях Петровского. Даем буквально.
«Коррумпированные связи в органах власти используются ОПГ при переделе сфер влияния. Наиболее характерным примером, подтверждающим эту тенденцию, является информация о попытке ОПГ «Нарика» взять под контроль вещевой рынок «Металлург» в Днепропетровске. Рынок был организован решением Днепропетровского горсовета в 1992 году, регулярно платит налоги (около 400 тыс. грн. ежемесячно), ежегодно перечисляет на благотворительные цели около 3 млн. грн.
В связи с высокой рентабельностью рынка, летом 1997 года «Нарек» попытался назначить директором предприятия человека из своей группировки. С этой целью действующему директору под угрозой физической расправы над ним и членами его семьи было предложено отказаться от занимаемой должности, в связи с чем было заявление в правоохранительные органы.
В сложившейся ситуации конкретных действий в отношении директора рынка «Нарек» не предпринял и решил достичь своей цели из-за коррумпированных связей в горисполкоме. Как следствие, 19.02.98г. решением горисполкома №273 создается общество с ограниченной ответственностью «Вещевой рынок», учредителями которого является Управление агропромышленного комплекса горисполкома (80%), ООО «Два А» (20%). 18.06 98г. Решением горсовета ситуация вокруг вещевого рынка возвращена в первоначальную.
А именно: учредителями остались городской совет в лице «Благотворительного фонда социальной защиты населения» (50%) и КМЦ «Сталь» завода Петровского (50%). Однако один из помощников председателя горсовета развернул активную кампанию по дискредитации руководства фонда, намереваясь заменить его на других — «Дети Днепропетровска», также находящегося под полным контролем «Нарика»…».
Нарик-Гарик — вот он шарик
Теперь вернемся к сотрудничеству Петровского с Гарегином Арутюновым.
Последний успел поруководить днепропетровской и донецкой облорганизациями «Батькивщины», в первой половине 2000-х два срока позаседать в земельной комиссии горсовета, участвуя в отводе земли под сомнительные проекты. Являлся депутатом даже в украинском парламенте. Он возглавлял Днепропетровское областное общество армянской культуры и международный благотворительный фонд «Солидарность». Здесь следует упомянуть, что основал МБФ «Солидарность» в 2003 году никто иной, как Александр Петровский – известен своими вкладами в Армянскую церковь.
Но объединяет Гарика (так называют Арутюнова в правоохранительных органах) и Нарика не только. Одним из их совместных проектов как раз и стал вывод из коммунальной собственности и переход под полный контроль рынка Металлург. Общими интересами также стала «любовь» к рыночной торговле и развлекательным заведениям. Так, в свое время «Троицкий рынок» был увлечен коммерческой структурой «Михаил» (инвестор – брат Гарегина Лев Арутюнов). СМИ не раз связывали имя Арутюнова с многочисленными рейдерскими земельными скандалами. Среди них – попытка захвата центральной площади города в конце 2007 года и торговых площадей ТРЦ «Кировский». Петровский с Арутюновым тогда замахнулись даже на Озерку. Но когда узнали, что этим уже заинтересовался Макс Бешенный (Курочкин), отошли в сторону. Хотя Макс после этого погиб.
Только не стоит воспринимать наш рассказ как простой экскурс в далекую историю. Незаконные рынки и сегодня являются серьезной составляющей в империи криминала. И их ликвидация означает утрату не только финансовых потоков, но и контроль за тысячами предпринимателей, продавцов и покупателей из Днепра и области. А это уже политика.
Одним из самых знаковых конфликтов в этом году стал снос незаконных торговых точек вблизи главного рынка города. Когда решение общины встретило серьезное сопротивление со стороны теневых владельцев рынка. И снова все происходило по накатанной схеме: спровоцированные предприниматели и покупатели, нанятый телеканал. Новинкой стало разыгрывание якобы пророссийской, антипатриотической и просто бесчеловечной политики власти. К счастью, это было ненадолго – люди быстро разобрались, что к чему.
«Если вы хотите объяснить, что-то человеку, о беспорядке, об упадке — это «Озерка» называется. То, чем сейчас этот рынок. Год назад я ушла с рынка из-за отсутствия интереса вообще к работе. 20 лет назад главой рынка стала некая Перебийнис Виктория Викторовна, до этого она загнула парк Чкалова, затем приступила к «Озерке». На сегодняшний день ситуация на Озерке такова: сплошные поборы, штрафы и полное отсутствие вообще условий для работы. Рынок как токовый делится, ну скажем так на две части: часть – это территория исключительно Виктории Викторовны и часть – это люди, владеющие собственностью и помещением на рынке. Виктория Викторовна женщина ушла, вот и обложила налогом все точки, начиная от арендаторов ее епархии, заканчивая владельцами помещений. Штрафы, штрафы всего подряд», — утверждают предприниматели.
По словам торгующих, договоров нет ни у кого, не выдают чеки за городское собрание. А вопрос здесь задавать не принят – запросто можно избавиться и от места, и товара, а то и здоровья. А еще – штрафы, штрафы и штрафы.
«Женщина по имени Елена Самойленко не выдержала. Она имела истерическое состояние – доказали ее просто. Она просила, договаривалась, но директор просто наслала на нее охрану, они ее просто избили. И разве что уголовное дело есть на это. Но охрана «Озерки» – это люди директора, сотрудники», – вспоминают случаи беззакония.
Правозащитница Наталья Эшонкулова, которую жестоко избили в прошлом году за борьбу против рейдеров, считает, что с Викторией Перебейнис напрямую сотрудничает именно Александр Петровский.
«Скорее всего, у него там финансовый интерес. И то, как она ведет себя — достаточно нагло и самоуверенно — говорит о том, что у нее есть какая-то очень серьезная «крыша». И эта «крыша» дает ей возможность действовать именно как человеку из 90-х», — утверждает женщина, считающая себя жертвой бандитов Нарика и Умки.
В общем, понятие братвы 90-х, разделение на лохов, барыг, терпил, блатных и паханов в Днепре действует до сих пор. И хотя многие из последних с началом войны бежали из страны, желания навязать свой контроль над городом, они не потеряли. А значит, когда почувствуете, как с экрана телевизора вам пытаются говорить «белое» на черное, помните: шарики под наперстом нет – он зажат в ладоши.