Памятник мог быть совсем другой: голова на арке

Глава из книги Николая Чабана о скульпторе Эдуарде Курылеве – авторе памятников в Днепропетровске Лазарю Глобе и Ивану Манжуре.

Памятник Петровскому. Предыстория открытия: 1966–1976 гг.

В середине 1960-х партийная власть решила увековечить одного из партийных вождей в городе Днепропетровске. Причем памятник Петровскому по первоначальному плану должен был быть построен еще к 50-летию советской власти, которое приходилось на 1967 г. В Днепропетровске в 1960-х годах работала молодежная архитектурно-художественная мастерская. В 1968 г. в ней побывала журналистка молодежной газеты «Прапор юності» Наталья Шелихова:

«... Шло заседание архитектурного совета. В маленькой комнатке тесно, много ребят, начинают спорить, едва переступив порог. Один резкими и небрежными штрихами вычерчивает на куске бумаги и возникает некий мемориальный ансамбль. А я останавливаюсь перед макетом памятника. Арка взлетает легко и непринужденно, четко распланирована площадка и голова человека, чье имя носит наш город. Это было одно из первых заседаний, где обсуждался вопрос о месте установки памятника всеукраинскому старосте – Г.И. Петровскому. В основном спор шел вокруг двух вопросов: где устанавливать памятник и как решать его – голова или фигура. <…> К сожалению, был принят другой проект, и не на том заседании, а, пожалуй, где-то через год».

Осенью 1969 г. «Днепровская правда» сообщила о новом плане монументальной пропаганды в Днепропетровске. Уже с первых абзацев статьи упоминалось имя молодого скульптора Эдуарда Курылева: «Семиметровая фигура Г.И. Петровского на площади Ленинского комсомола у железнодорожного вокзала будет первым величественным аккордом симфонии из бронзы и гранита великим землякам. Над проектом памятника работают творческие группы старейшего скульптора И.Г. Першудчева, ваятеля А.И. Сытника. Страстным трибуном, полным всепобеждающей энергией ленинской убедительности, предстает Григорий Иванович в проекте молодого скульптора Эдуарда Курылева».

Однако ни скульптуру Петровского, ни мемориал участникам Горловского восстания Курылеву реализовать не дали. Фото проектируемого памятника Г. Петровскому опубликовано в каталоге работ Э. Курылева 1973 г. Весной 1972 г. прошла выставка работ Эдуарда Курылева. На выставке было представлено три варианта предложенных автором памятников Петровскому. В этом прослеживалась огромная работа скульптора. «Мне лично понравился самый первый вариант, отмечала Н. Шелихова, – молодой Петровский, тот, что начинал революционную деятельность на Брянке, агитатор».

Близко общался с Эдуардом Курылевым архитектор Николай Дмитриевич Сорочинский, руководитель планировочной мастерской. Вот что он вспоминает: 

«Первая памятная история случилась во время конкурса проектов на памятник Григорию Петровскому. Свои проекты выставляли архитекторы Чеканев, Першудчев и Курылев. Помню, Петровский, предложенный Константином Чеканевым, был в шинели. У Ивана Першудчева Петровский находился у камня – видно было, что автор побоялся свободную скульптуру поставить. Поэтому, кажется, в то время царило общее мнение, что именно Курылев предложил такую постановку фигуры Петровского, которая и должна быть…

А потом началась какая-то борьба вокруг памятника Петровскому… Конкурс проходил в Днепропетровске, а согласовывать надо было в Киеве. И вот Першудчев не сообщил Курылеву, что будет рассмотрение проектов памятника Петровскому в Киеве. А вариант Курылева ведь не был отвергнут. Вот и началась эта суета. Першудчев погрузил свой проект в машину и поехал в Киев. Курылев узнал об этом в последний момент. Леонид Супонин предложил мне ехать с ним, чтобы помочь осуществить монтаж. Поэтому мы достаточно быстро отбыли в Киев… И вот стали сходиться представители власти и художественного совета. Першудчев только что руки у них не целует, ползает перед ними. Видеть это было отвратительно. Курылев говорит: «А теперь начинаем»…



Мы расставились. И, наконец, результат был такой, что проект Першудчева зарубили. Ибо в первый раз у него был какой-то камень около Петровского. А в этот раз он добавил возле него рабочего в фуражке. Резюме: его вариант не проходит».

Из воспоминаний архитектора Эдуарда Чубарова (в 1991–1998 гг. – главный архитектор Днепропетровска): «Среди наиболее крупных объектов, где я участвовал автором или соавтором, – площадь и памятник Петровскому. Скульптура Э. Курылева». 

Вспоминает Владимир Магро, архитектор: «Работа над памятником Петровскому – это отдельная страшная эпопея. Как битва под Сталинградом! Как это все происходило, прекрасно помню. Эдик Курылев и его коллеги-архитекторы Супонин и Ушаков работали над проектом памятника бесплатно. Вокруг памятника шла идеологическая борьба. А молодые люди творили не за деньги, а за искусство... Я тогда уже работал в ГлавАПУ и видел все эти городские совещания, когда на них собирались первый секретарь горкома, председатель горисполкома, другие начальники и творческие люди. Оказывается, на уровне Москвы стоял вопрос с открытием памятника Петровскому. Годами шло обсуждение, менялись проекты – и все шло в корзину».

Из воспоминаний заслуженного художника Украины Вячеслава Данилова:
«В Днепропетровск я вернулся в 1972 г. после обучения в Ленинграде. Тогда и познакомился с Эдуардом Курылевым. Он привлекал к себе уже тем, что выучка у него была несколько иная – прибалтийского рода. После Ленинграда я мог оценить его творческие качества. Он был скульптор по своей сути. Потому что многие из них – вовсе не скульпторы. Он скульптор по своему ощущению пространства, объема, плотности материала. Но, к сожалению, ему не всегда удавалось реализовать эти качества. Сложности у него, по-моему, начались с памятника Петровскому. Курылев принял участие в конкурсе на этот памятник. Он представил тогда достаточно интересное решение. Показывал мне фрагмент головы, вылепленной мощно, объемно. Его решение было довольно интересное, оно могло бы тоже быть воплощено в жизнь. Но там наверняка был ряд конъюнктурных соображений – не могу с уверенностью судить. Да, все решала партия. Но партии кто-то рекомендовал. Эти рекомендации давало правление областной организации Союза художников. А Курылев по каким-то своим качествам был здесь чужеродный».



Вспоминает художник Николай Малышко: «По памятнику Петровскому скажу, что видел гипсовые «метровки», которые Курылев возил на конкурс в Киев".
Также к слову вспоминается мама Андрея Малышко:
– Андрюша, сынок, становись на колени, ползи к нему, моли о пощаде брата, моли, проси.

Это о Петровском. Так что он, пощадил? Памятники палачам своего народа, а тем более название города – это верх глупости и кощунства. Это сейчас я говорю, но эти соображения мало чем отличаются от тех, которые были тогда
».

Закономерный финал
Между датой приезда в Днепропетровск Эдуарда Курылева (1966 г.) и открытием в городе на Днепре памятника Г. Петровскому (1976 г.) – промежуток в десять лет. В течение практически всей жизни в Днепропетровске (начиная с первого официального конкурса 1968 г.) скульптор возвращался к образу старого партийца, создавая различные варианты на одну и ту же тему.
Приняв участие в конкурсе на сооружение памятника Г.И. Петровскому на Привокзальной площади, Э. Курылев и его соавторы архитекторы Л. Супонин и Н. Ушаков вряд ли предполагали, что через семь лет они все еще будут работать над этим образом.  

Предполагаемая установка памятника подчиняла себе узел, образуемый смычкой Привокзальной площади и проспекта К. Маркса. Монументальная шестиметровая фигура Петровского в пальто (последнее, по мнению искусствоведа Владимира Соловьева, позволило резко усилить игру пластических планов) становится мощным пластическим акцентом в данной архитектурной ситуации.

…Попытка «поцеловать тоже туфлю папы» оказалась для Эдуарда Курылева неудачной. Материально просуществовать скульптору без заказов, конечно, тогда было не под силу. Но и попытки пойти на определенный компромисс тоже потерпели поражение. В конце концов, вполне прогнозируемое. Попытки «усилить игру» с властью закончились ничем. Может, это, в конце концов, было и к лучшему.