Письма счастья, новые сроки и драконовские штрафы: как изменятся наказания за нарушение ПДД в Украине
В Украине могут усилить наказание за нарушение Правил дорожного движения. Жесткие санкции необходимы, в связи с ростом количества ДТП, - уверяют в МВД и Нацполиции. Драконовские штрафы, письма счастья и новые сроки, - как изменятся наказания за нарушение ПДД - расскажет Днепровская Панорама.
Увы, аварийность на украинских дорогах растет с каждым годом. Растет и количество ДТП, которые часто приводят к массовым жертвам. Резонансные трагедии, которые остаются на слуху даже спустя годы. Яркий, но весьма жуткий пример, - ДТП в Харькове, с участием Елены Зайцевой и Геннадия Дронова. По их вине погибло шестеро пешеходов. Оба водителя получили по 10 лет тюремного заключения. На сегодняшний день, 10 лет - максимальный срок, который предусматривает закон за ДТП со смертельным исходом. Более того, водители-убийцы могут выйти на свободу по УДО уже через год, отбыв лишь половину своего наказания.
Эта трагедия заставила власть пересмотреть отношения к мерам безопасности на дорогах. В частности, - повышения штрафов и снижение ограничения скорости до 50 км/ч в населенных пунктах. На дороги Украины вернулись радары и фото/видео фиксация нарушений. В арсенал полиции поступили ручные скоростные измерители TruCam. Впрочем, даже такие меры не смогли повлиять на безопасность украинских дорог. После резонансного ДТП в июле 2020 года на шоссе под Киевом, в котором разбилась целая семья, в Раду был внесен президентский законопроект по ужесточению ответственности за нарушение ПДД. Проголосовать за него парламент сможет уже на этой пленарной неделе.
В 2020-м году зафиксировано увеличение количества случаев ДТП. В частности, - 168 тысяч. На дорогах погибло 3,5 тысячи человек. Ещё 32 тысячи получили травмы. В среднем, в стране каждые три часа происходят ДТП. Каждые 15 минут на дорогах калечатся люди. Каждые 3 часа - погибают. Основная причина ДТП банальна, - превышение скорости. Среди прочего, - нарушение правил маневрирования и вождение в нетрезвом состоянии. А вот в полиции утверждают, - на тех трассах, где стоят камеры видеофиксации, количество нарушений уменьшилось в три раза.
Как изменится наказание?
Глава Нацполиции выразил надежду, что Верховная рада сделает следующий шаг и существенно усилит наказание за нарушение ПДД. К слову, необходимые законопроекты уже готовы к рассмотрению. Речь идет о документах №2697 и №2695, разработанных в правоохранительном комитете Рады. Оба были приняты в первом чтении летом 2020 года. И если первый касается всего одной статьи Кодекса об административных нарушениях и повышает в три раза штрафы для пешеходов, то второй предлагает более кардинальные изменения.
Ключевое новшество, кроме повышения максимального штрафа до 51 тысячи гривен, это возможность арестовать на срок до 15 суток злостного нарушителя ПДД, дважды в течение года пойманного пьяным за рулем. Ранее "лихачей" просто штрафовали, заключение под стражу им не грозило. Кроме того, теперь полиция получит право останавливать машины и проверять, пьян ли водитель. Но такие рейды полицейские смогут проводить только с 10 вечера до 8 утра, а также в праздничные, выходные дни и на следующий день после выходных.
Сейчас суд может освободить от уголовной ответственности нарушителей, которые впервые совершили ДТП и раскаялись в этом. Эту норму хотят отменить для тех, кто был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Их также нельзя будет приговорить к условному сроку или отпустить на поруки. Максимальный срок тюремного заключения для пьяных водителей предлагают поднять с 10 до 12 лет. Забирать права у них будут не на три, а максимум на 10 лет.
Проблемы никуда не исчезнут
Глава координационного совета Общенационального Форума безопасности дорожного движения Владимир Караваев считает, - даже драконовские штрафы и ужесточение наказания за нарушение ПДД в Украине эффекта не даст. По его словам, в большинстве стран мира работает трехуровневая схема безопасности дорожного движения. Украина же, по мнению эксперта, застряла на первом уровне. Он включает в себя повышение штрафов и предоставление полиции дополнительных полномочий. Второй уровень – это формирование четкого национального законодательства, в то время, как в Украине оно крайне противоречиво. Третий же уровень – это система госуправления. Наличие единого органа, который бы отвечал за вопросы безопасности на дорогах. Эксперт также считает, что в законодательстве необходимо четко прописать механизм использования ручного радара, чтобы снять имеющиеся противоречия.
"Справедливости ради следует сказать, что есть двойная судебная практика. Одна говорит что нельзя, другая говорит, что можно так использовать. Наш закон говорит, что TruCam используется только в автоматическом режиме, а если открываешь инструкцию американского изготовителя, то она четко гласит, что автоматический режим – это установленный только на штативе", – заявил Караваев.
В свою очередь, первый замначальника Департамента патрульной полиции Алексей Билошицкий законодательные проблемы с TruCam отрицает. По его словам, устройство в Украине - сертифицировано, и официально считается “ручным измерителем скорости”. Именно так его характеризует ГП "Укрметртестстандарт", которое и сертифицирует технические изделия для использования в Украине. Правовая позиция также подкреплена и рядом судебных решений. В частности, говорится, что использование TruCam вполне законно, а его максимальная погрешность составляет всего 2 км/час.
Также под угрозой может оказаться и работа всей системы видеофиксации нарушений в целом. Сейчас КСУ разбирается, соответствуют ли Конституции те самые "письма счастья", которые полиция составляет на имя владельцев транспортных средств, а не тех, кто находился за рулем в момент нарушения. Увы, нерешенные вопросы могут свести на НЕТ любые меры, которые власть предпринимает для обеспечения безопасности. Пока же создается впечатление, что законодатели повышают штрафы, - просто ради повышения штрафов. Идут по пути наименьшего сопротивления, вместо того, - чтобы решать проблему в комплексе.