Президент инициирует остановку самой важной реформы в стране

В конце прошлой недели на заседании Национального совета реформ президент Украины Петр Порошенко неожиданно для многих выступил с инициативой отозвать из парламента новую редакцию Закона "О государственной службе"(законопроект №2490). Неожиданно потому, что поданный Кабинетом министров проект уже прошел первое чтение и сейчас обрабатывается в профильном комитете, готовится ко второму чтению. При этом глава государства сослался на то, что, якобы, внесенный проект не устраивает европейских партнеров Украины. О том, почему принятие закона нельзя откладывать, чем он так важен для страны и кто заинтересован в дальнейшем затягивании его принятия, сайту Лига.net  рассказал глава правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко.

Когда политики и общественники говорят о том, что реформа госслужбы - не первоочередная, есть более приоритетные задачи, они или лукавят или просто не понимают, о чем говорят.

Чтобы реформы стали необратимыми, на первом этапе необходимо провести институциональные реформы самой власти. Их всего три: децентрализация, судебная реформа, и, собственно, реформа госслужбы. По всем трем направлениям прогресс в Украине весьма условен: децентрализация фактически заблокирована из-за объединения ее с минскими соглашениями, судебная застыла: президентская администрация пытается всеми силами сохранить инструментарий назначения и перевода судей в своем распоряжении, а уже согласованная реформа госслужбы внезапно, после призыва Петра Порошенко, снова повисла в воздухе.

В новой редакции закона предусмотрен ряд критически важных новаций. Во-первых, это прозрачный конкурсный набор на все без исключения должности. Сейчас на госдолжности первой и второй категорий конкурс вообще не проводится. Соответственно, они распределяются по политическим или другим критериям. Но без участия общества.

Во-вторых, для назначения госслужащих формируется постоянно действующая комиссия, состоящая из представителей парламента, правительства, президента и общественности. Она будет рекомендовать к назначению на высшие должности в госслужбе кандидатов. Не менее важно, что в ее компетенцию войдут и вопросы увольнения чиновников. Она должна стать барьером как для непрозрачных назначений, так и для политически мотивированных увольнений.

Другие новшества тоже довольно важны. Например, они уточняют карьеру госслужащего, дисциплинарную ответственность, предусматривают введение в министерствах должности государственного секретаря - руководителя аппарата, распределение полномочий и многое другое. Фактически этот закон предусматривает три четверти изменений, необходимых, чтобы перевести нашу систему управления из пост-советской административно-командной в европейскую систему стратегического развития и планирования.

Сложно сказать, кто стоит за инициативой на неопределенный срок заблокировать реформу госслужбы. На неопределенный, потому что, по сути, после создания новой рабочей группы ей придется потратить немало сил на налаживание контактов, сбор и обработку экспертных мнений, выработку концепта, его утверждение и так далее. При этом такая работа была проведена и получила одобрение и президента, и Кабмина, и европейских экспертов. И вот теперь поворот на 180 градусов. Кому это выгодно, кто принимает решения? Пока что большинство разъясненийполитики президента мы слышим от сотрудников Администрации президента: таких как Алексей Филатов, Ковальчук, Данилюк. Делают они это по собственной инициативе или по указанию президента, мы не знаем. Но в целом для украинского народа это не так уж важно, потому что результатом становится пробуксовка реформ, и политически за все это отвечает президент.

Я не знаю, может этот случай - с законом о государственной службе - прискорбное недоразумение, и АП быстро разберется и исправит ситуацию. Но если это не случайность, то получается, что на наивысшем государственном уровне принят целенаправленный курс на сворачивание демократических институционных реформ - децентрализация, независимость судов, прозрачность исполнительной власти - и на концентрацию власти в Администрации президента и в руках главы государства лично. К чему это ведет, мы все отлично видели. Надеемся, что сможем донести до властей свою позицию, и отката в государственной политике не произойдет.