Прокурорская десятка
За годы независимости Украины на посту областного прокурора Днепропетровщины сменилось ровно 10 человек. 1 декабря украинские прокуроры отпраздновали свой профессиональный праздник. Поэтому «Днепропетровская панорама» решила сказать несколько слов о каждом из них. Хотелось бы написать: «теплых слов». Но, с сожалением приходится констатировать, что мало кто из «прокурорских» избежал коррупционных скандалов, обвинений в злоупотреблениях и прочих неприятных эксцессов. А, как говориться, из песни слов не выкинешь…
1991-1995 гг. Григорий Трофимович Ворсинов.
С приходом независимости у руля областной правоохранительной службы стал пожалуй самый одиозный человек, возглавлявший до нашего времени это ведомство. Будучи, безусловно, яркой личностью и прекрасным профессионалом, Ворсинов, по воспоминаниям коллег, всегда заботился о подчиненных, выполняя роль той «каменной стены» за которой сотрудники чувствовали себя уверенно и комфортно. Но добрый «отец солдатам» Григорий Трофимович, судя по всему, явно переусердствовал в ипостаси «слуги царя». А царем тогда был всемогущий премьер Павел Лазаренко, с которым Ворсинов, якобы, состоял в кумовстве. Отсюда и нежелание давать хода делам против Лазаренко и уголовные дела о взяточничестве прокурора, которые были закрыты, но оставили весьма дурной осадок в памяти потомков. Зато и Павел Иванович не остался в долгу перед кумом, проложив ему в 1995 г дорогу в Генпрокуратуру Украины. Правда, наслаждаться должностью пришлось недолго – в 1997 вскоре после краха Лазаренко покинул уютное кресло и Ворсинов, к счастью для себя под благовидным предлогом выхода на пенсию. Кстати, 9 декабря текущего года исполняется 10 лет со дня смерти Григория Ворсинова. Помянем…
1997-1998 гг. Алексей Васильевич Баганец.
Уроженец Полтавщины (1954 г), недолго прослуживший в нашей области более известен сегодня как «раскрученный» юрист (почетный президент адвокатского бюро «Баганец и Партнеры»), адвокат экс-министра МВД Юрия Луценко, громкое дело которого долго обсуждалось в новостях. Менее известно творчество Баганца в качестве литератора-мемуариста, автора книги «Неудобный прокурор» о нелегких годах проведенных на должности прокурора Донецкой области (2005 – 2007 гг). Возможно, там его запомнили лучше, чем в Днепропетровске.
Апрель 1998 – июль (август?) 2000 гг. Василий Федорович Щур.
Еще один главный законник более прославивший себя на должности прокурора сопредельной Запорожской области, где отслужил целых две определенных Конституцией каденции (с 1986 по 1998 гг), чем, собственно, у нас. Родился в Каневе 21 апреля 1937 г. Умер и похоронен в Днепропетровске.
Июль (август?)2000 – 27декабря 2003 гг и 10 декабря 2004 по 15 октября 2008 гг. Шуба Владимир Васильевич
Без него, как и без Ворсинова, история прокуратуры Днепропетровщины лишилась бы наверное самых ярких и драматичных страниц. Все отмечают, что Шуба был из племени одержимых людей. Чего, стоит, к примеру, эпизод, когда в июле 2002 года после трагической смерти шестерых шахтеров на шахте «Юбилейная» он сам в числе первых спустился в лаву, для осмотра места происшествия. При этом подчеркивают также его не то чтобы скромность, а скорее полное равнодушие к славе и наградам. Одной из его заповедей была «Работать не для «галочки», а на конечный результат». При этом обратной стороной его деятельности совершенно закономерно было стремление к тотальному контролю над событиями в области в том числе и в самых высоких сферах власти. Отсюда злоупотребления и большое число высокопоставленных недоброжелателей со всеми вытекающими последствиями. Интересно, что в декабре 2007 года журнал «Фокус» разместил Шубу на 164-м месте в ТОП-200 самых влиятельных украинцев. По мнению составителей рейтинга, влиятельность обусловлена «занимаемой должностью, связями в различных сферах».
Попытка противостоять влиянию могущественного прокурора была предпринята в конце декабря 2003-го, когда Генпрокурор Украины Геннадий Васильев освободил Шубу от занимаемой должности «за многочисленные и существенные недостатки в организации деятельности». Но уже через год, 10 декабря 2004-го, новый Генпрокурор Святослав Пискун вернул уволенному прокурору прежний пост. А вскоре Печерский суд Киева признал, что Шуба был уволен незаконно.Наконец всем запомнилась сколь трагическая, столь и таинственная гибель Владимира Шубы, о которой мы подробно писали в нашей газете за 23 октября.
Декабрь 2003 г – декабрь 2004 г. Сергей Николаевич Сорокин.
Он как бы вклинился на прокурорский пост в короткий промежуток времени, когда Шуба был отстранен от должности и возможно поэтому не успел запомниться днепропетровцам. Впрочем, журналисты (и в их числе автор этих строк) сумели оценить открытость и доброжелательность нового прокурора во время прямой линии в редакции газеты «Комсомольская правда» в начале сентября 2004 г.
1 ноября 2008 г – начало декабря 2010 г. Михаил Васильевич Косюта.
Он буквально подхватил жезл прокурорской власти, выпавший из рук Владимира Шубы. Один из немногих работников прокуратуры, имеющий научное звание профессора (Одесской нацональной юракадемии) написавший множество научных пособий для студентов юрфака. На другом полюсе – публикации в прессе о его скандальном уходе с поста прокурора одесской области, где проверка Генпрокуратуры якобы выявила факты возбуждение уголовного дела за кражу двух гусей и, в то же время, 807 нераскрытых умышленных убийств!
10 декабря 2010 – 27 февраля 2014 гг. Наталья Васильевна Марчук.
Единственная представительница прекрасного пола на посту областного прокурора области (не только за годы независимости!). Обворожительная женщина, покорявшая присутствующих на неофициальных мероприятиях своим умением элегантно одеваться и непринужденно общаться с журналистами (подчеркиваем – речь идет лишь о неформальном общении!). Среди прочих наград – орден Княгини Ольги III степени. К сожалению и она не избежала обвинений в крышевании теневых манипуляций с недвижимостью бывшего губернатора Александра Вилкула. Одна из представительниц масс-медиа даже окрестила Марчук матушкой Кураж, в честь брехтовской героини, наживающейся на войне в роли безнравственной маркитантки.
6 апреля 2014 – декабрь 2014 г. Роман Романович Федик.
Первый из областных прокуроров новой, «революционной» эпохи. Наиболее запомнился грандиозной потасовкой с членами люстрационного комитета. Прокурору на голову было высыпано ведро с мусором, а тот, якобы, вцепился кому-то в горло и пытался задушить. Предъявляемые люстраторами претензии – противостояние славному делу Евромайдана. По факту нападения на прокурора Генпрокуратурой в сентябре 2014 г было возбуждено два уголовных дела.
Конец декабря 2014 – 30 марта 2015 гг. Валерий Петрович Романов.
Пробыл на должности рекордно короткий срок, чуть более трех месяцев. Видимо может рассматриваться, как результат попытки команды Игоря Коломойского возвести в областные прокуроры более компромиссную фигуру, нежели строптивый и драчливый Федик. Лишился поста вскоре после отставки Коломойского с должности губернатора.
3 апреля 2015 по сегодняшний день. Виктор Владимирович Матвийчук.
Назначен на должность приказом Генпрокурора Виктора Шокина. Карьеру законника вплоть до зам областного прокурора сделал в Херсонской области. От дальнейших характеристик пока воздержимся. Время покажет…
Внимательный читатель наверное заметил временной разрыв между правлением Ворсинова и Баганца. Заметим, что точна такая же «лакуна» без всяких комментариев оставлена и в книге «История прокуратуры Днепропетровской области» 2011 г, которая использовалась при подготовке публикации. Так кто же был областным прокурором с 1995 по 1997 г? Оказывается, как рассказывает известный днепропетровский журналист Вадим Рыжков, им оставался сам Ворсинов, совмещая эту должность с должностью генпрокурора Украины. Просто по выходным он приезжал в Днепропетровск и из своего прежнего кабинета делал все необходимые распоряжения по региону. Чем диктовалась такая необходимость, можно только догадываться. В отсутствие же Ворсинова руководил его первый зам Виталий Вовк.
Вадим Медунов