Прокурору, попадающему под люстрацию, достаточно прокатиться в зону АТО на семинар и получить статус участника боевых действий
Получается абсурд - прокурору, попадающему под люстрацию, достаточно прокатиться в зону АТО на семинар, получить статус участника боевых действий, пожизненные льготы, и... отмазаться от люстрации. Но беженцу из региона, где проводится это самое АТО - не удается получить несчастные 884 грн., обещанные всего-навсего на полгода.
Обездоленные люди, бежавшие из прифронтовой полосы, жалуются на работников отдельных Управлений труда и социальной защиты населения. Чиновники отказывают в справке, дающей право на скромную помощь государства, поясняя, что тот или иной город или поселок, разрушенный войной, находится под контролем украинской армии. Раз населенного пункта нет в перечне городов, оставленных Украиной (утвержденном Кабмином 7 ноября), то нет и права на помощь.
"У меня дом полностью разрушен в Песках, разве это не основание для получения компенсации на жилье, арендуемое в другом регионе? - удивляется бывший житель Песок А. (фамилию просит не называть). - А чиновники говорят, что помощь не положена, т.к. в Песках украинская власть! Саботаж какой-то. Ты доказываешь, что невозможно жить под открым небом, без света, газа и воды, без денег и продовольсвия. А у них ответ: нет в распоряжении Яценюка, значит, и справки вынужденного переселенца не положено. Нет справки - нет помощи. В списке, на который ссылаются, есть Ясиноватая, но нет Ясиноватского р-на, к которому относятся Пески".
Надо сказать, что список населенных пунктов, где по версии Кабмина (распоряжение № 1085-р от 7 ноября) временно органы государственной власти не осуществляют или не в полной мере осуществляют свои полномочия - довольно узок. Значительно уже списка, который действовал до 5 ноября и назывался "Об утверждении перечня населенных пунктов на территории которых осуществляется АТО" (распоряжение от 30 октября 2014 р. - № 1053-р).
Последний перечень, "урезанный", включил лишь те населенные пункты, где плотно укоренились "ДНР" и "ЛНР". А тот, что действовал до 5 ноября - отражает реальную географию пострадавших от войны районов.
К сожалению, беженцам из многих горячих точек трудно рассчитывать на получение пенсий и иных соцвыплат с таким "государственным" подходом. По логике формалистов можно вполне пристойно существовать в Дебальцево, Марьинке, Красногоровке, Новоазовске. Раз украинская армия все еще воюет за эти города.
"Были с мужем на Майдане в 2004 и 2014, я успела сбежать из Песок 11 июля во время облавы ДНР по доносу местных ватников, - рассказывает бывшая жительница Песок Наталья Некрасова, - Многим нашим активистам разгромили квартиры, люди попали в плен, стали инвалидами. Сейчас нахожусь в Днепропетровске, имею прописку в поселке Пески, и без проблем зарегистрировалась, надеюсь получать помощь. Многие соседи по Пескам, находясь в Херсонской области, Николаеве, Виннице, говорят, что в тамошних УТСЗН проблем нет. И только те жители Песок, которые выехали, к примеру, в Мариуполь, Артемовск или Константиновку - жалуются, что получают отказ".
Постановления, принятые правительством, требуют не просто выехать на украинскую территорию до 31 декабря и встать на учет, но и жить на удивительную компенсацию в 884 грн.. Для людей, чью жизнь перечеркнула война, вряд ли эта сумма может считаться достаточной. На нее невозможно арендовать жилище, кроме домика без удобств. Из-за чего хитрят некоторые граждане, у кого на оккупированной территории все-таки уцелел кров. Оформив помощь, они стараются вернуться домой. В связи с чем, вероятно, и предпринимаются меры, ограничивающие поток обращающихся в УТСЗН.
По словам правозащитницы Натальи Чуйко, которая сама является переселенкой из Горловки, чиновники из УТСЗН в украинских городах Донбасса вымогают взятки за свои "услуги".
"Издеваются над людьми по полной программе, - говорит Наталья Чуйко . - Берут деньги и занимаются заполнением бумаг. Остальные, кто не заплатил, стоят в очереди с семи утра и до самого вечера. Плюс к этому УТСЗН Артемовска незаконно требует кучу дополнительных справок. Начальник считает, что имеет право трактовать законы самомостоятельно".
"Обозреватель" попросил прокоментировать эту ситуацию адвоката Татьяну Матяш.
"Признание беженца вынужденным переселенцем происходит вне зависимости от того с подконтрольной территории Украине он уехал или же с неподконтрольной, - говорит Татьяна Матяш. - Люди уезжают от негативных последствий вооруженного конфликта. Из тех населенных пунктов, где не работает транспорт, где не работают банки, где разрушена инфраструктура. Люди бегут не потому, что там есть или нет контроля украинской власти, а потому что невозможно жить. Соответственно, и на помощь вправе рассчитывать все, кто вынужденно переместился. В Постановлении от 1 октября эта ежемесячная адресная помощь предусмотрена для лиц перемещенных из района проведения АТО, а не из зоны, не контролируемой Украиной. На мой взгляд, палки, которые вставляют в колеса - это произвол. Прочитала разъяснение Минсоцполитики - под частично контролируемыми следует понимать те районы, где еще продолжаются боевые действия. То есть, тот факт что их нет в перечне Кабмина от 7 ноября, не может являться препятствием.Да и сам перечень носит название "Перечень населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия". То есть, отказывая людям в регистрации и, соответственно, помощи, социальные службы утверждают, что в Песках, Авдеевке и т.д. – возможна работа государственных служб и органов. Очень легко установить, что это не соответствует действительности и доказать противозаконность такого отказа. Но для этого, к сожалению, нужно идти в суд".