Прощай, реформа ЕСВ!

Министр финансов уверяет, что Кабмин сделал шаг навстречу бизнесу, в 2016 году налоговую нагрузку на фонд оплаты труда удастся снизить для всех, а брешь в Пенсионном фонде затянется. Но это не так, и вот почему.

Сегодня в Раде министр финансов Наталия Яресько снова рассказывала о том, как Кабмин добился снижения единого социального взноса до 16,5%. Более подробно Яресько прокомментировала долгожданный и "революционный" эксперимент Кабмина по легализации заработной платы у себя в Facebook'е в среду: "Мы предполагаем, что в следующем году ставка (единого социального взноса — ред.) будет для всех 24,5%. Поэтому я думаю, что мы поощрим работодателей вывести из тени зарплаты. Очевидно, есть часть бизнеса, которая законно работает и законно платит свои зарплаты ... Но также важно поощрить других работать прозрачно, чтобы мы в этом году показали, что действительно в состоянии снизить эту ставку и не создать финансовую дыру в Пенсионном фонде. Если мы в этом году действительно будем положительно работать и выведем из тени значительную сумму, то в следующем году все смогут иметь пониженную ставку ЕСВ в 24,5%".

Этот полный оптимизма текст противоречит объективной реальности в двух тезисах: мы не в состоянии избежать дыры в Пенсионном фонде — это раз, мы не выведем из тени значительную сумму — это два. Из этого логически следует вывод: реального снижения ЕСВ не будет ни в этом году, ни в следующем. Причин тому несколько, остановимся на ключевых.

Никто никого выходить из тени не поощрял.

Целый год экспертная среда, руководство Государственной фискальной службы и члены правительства, включая премьер-министра Яценюка, пиарили идею о том, что налоговая нагрузка на фонд оплаты труда столь велика, что платить легальную зарплату работникам невозможно, потому такую нагрузку обязательно снизят, а бизнес сразу выйдет на свет. Возможно, в случае реального снижения налогового давления так и произошло бы.

Когда Delo.UA попросило среднестатистических украинских предпринимателей оценить стимулирующий эффект от нововведения, материться начинали даже самые интеллигентные люди. "Правительство наделало много шума, но по факту то, что они сделали, даже полумерой назвать нельзя. Потратив столько сил, времени и леса, который пошел на бумагу, они создали это. Гора родила мышь", — таким был наиболее литературный комментарий.

Согласно заявлениям главы правительства, при определенных условиях ставка соцвзноса может уменьшиться до 16,5%, во что многие предприниматели искренне верят. Тарас Козак, гендиректор ИГ "Универ" и эксперт группы "Нова Країна — Податки" считает, что Кабмин в данном случае играет на элементарной финансовой безграмотности украинцев: "95% далеких от бухгалтерии граждан не понимают, что их развели как котят. К сожалению, это касается в том числе депутатов". Давайте разберемся: ставку ЕСВ не снизили. То, что нам предлагают — понижающий коэффициент, который могут применить только избранные. А это совсем не одно и то же.

Напомним, коэффициент понижения применяется только в том случае, если предприятие выполняет одновременно 4 условия:

общая база для начисления ЕСВ за месяц в 2,5 раза и более превышает среднемесячную за 2014 год;
средняя зарплата по предприятию увеличилась минимум на 30% в сравнении со средней за 2014 год;
средний платеж за 1 застрахованное лицо после использования коэффициента составит не менее 700 грн;
средняя зарплата по предприятию — не менее 3 минимальных заработных плат.

Таким образом, по факту, применить коэффициент может ничтожно малое количество предприятий.

Выходить из тени не выгодно.

Проанализируем на конкретном примере, что было, а что нам предлагают. Возьмем три варианта для компании с общим фондом заработной платы 100 тыс. грн на 10 сотрудников:
При условии, что компания платила все честно в 2014 году.

Платила минимальную зарплату официально, все остальное — в конверте, и продолжит это делать. Воспользуется понижающим коэффициентом и выйдет из тени.

Затраты на заработную плату

Заметим, что сумма, которую получает непосредственно работник, будет в "легальном" варианте меньше, чем в конверте. Соответственно, чтобы обеспечить сохранение заработной платы в полном объеме, предприятию придется потратить еще больше.

Наталия Салова, директор департамента национального аудита компании PSP Audit делает три простых вывода:

1. Тот, кто платил минимальную заработную плату, будет продолжать платить ее и далее, поскольку для него ничего не изменилось.

2. Тот, кто честно платил налоги, будет платить их и далее, но лишь в еще большем объеме. При этом если налоговое давление на предприятия в среднем возросло в 2 раза, то сумма удержаний с физических лиц увеличилась в 5 раз.

3. Да, среднюю ставку налога снизят до 16% в 2017 году (при фантастическом условии ликвидации дефицита Пенсионного фонда). По факту в 2015 году она в среднем снизится до 26,65%, однако в Кабмине забывают упомянуть, что база для налогообложения возросла почти в 5 раз — с 20 706,00 грн до 97 440,00 грн.

"То есть, из тени не выгодно выходить никому, а с такими "прогрессивными" законами скоро и в "белой зоне" никого не останется", — добавляет аудитор.
Тарас Козак поясняет: для того, чтобы вписаться в критерии, необходимые для получения права применить коэффициент понижения, нужно или нанимать людей, или расширять бизнес. Но в условиях падения экономики, которое, по всем оценкам, будет продолжаться весь год, мало кто сможет себе это позволить. И даже с коэффициентом налоговое бремя не становится меньше — даже если относительный показатель (ставка ЕСВ) уменьшается, абсолютный (сумма уплаченного налога) в лучшем случае не меняется, так как с ростом легальной зарплаты растет и сумма подоходного налога, и сумма военного сбора.

Проще говоря, право умножить сумму своих налоговых обязательств на 0,4 получат лишь те, кто был злостным уклонистом и при этом может рассчитывать на рост выручки в этом году. Кто они, эти сказочные персонажи, никто объяснить не может. Все остальные получат не снижение, а увеличение налоговой нагрузки. И если кто-то собирался открывать свое дело в 2015 году, то лучше подождать как минимум год, поскольку у новосозданных субъектов нет среднемесячного показателя за 2014 год. А нет показателя — нет и снижения ставок, извините.

Методы устрашения не работают.

Успех данного "шага навстречу бизнесу" было решено подкрепить повышением ответственности за нарушения трудового законодательства. Тут как раз законодатели не поскупились: "в случае фактического допуска работника к выполнению трудовых обязанностей без заключения соответствующего трудового договора, в случае оформления работника на неполное рабочее время при фактической работе в течение полного рабочего времени и выплаты зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты единого соцвзноса и налогов — штраф в тридцатикратном размере минимальной заработной платы (по состоянию на 1 января 2015 года — 36 540 грн) за каждого работника, относительно которого совершено правонарушение". Но поскольку бизнес у нас закаленный, его штрафами не испугать, а коррупцию никто не поборол. Штрафов боятся лишь добропорядочные европейцы. Кстати, мы оттуда инвесторов ждем? Ой.

Государственная фискальная служба часто использовала еще один аргумент — о невыгодности обналичивания для выплаты зарплаты в конвертах. Правда, когда налоговики разрушили государственную монополию на конвертационные центры и начали борьбу с "партизанами", обнал сильно подорожал (до 20-25%). Однако, по данным с полей украинского бизнеса, ситуация несколько поменялась — теперь поставщики предпочитают за наличку продавать товар, то есть в тень ушла торговля. "Поэтому денег на зарплату в конвертах мы уж как-нибудь наскребем", — уверены предприниматели.

Бездонная яма Пенсионного фонда не сокращается.

Дефицит Пенсионного фонда — самое тяжелое бревно поперек дороги к адекватной реформе налогообложения. При этом самые прогрессивные члены правительства западного типа (Яценюк, Билоус, Розенко, Яресько), как правило, начинают свой путь с публичных заявлений о том, что налоги нужно снижать несмотря на дефицит ПФ, однако потом с ними что-то происходит, и речи о пользе благоприятного налогового климата сменяются плачем над Пенсионным фондом.

Немного популярной экономики от "Цен государства": расходы ПФ в 2014 году составили 251 млрд грн, или 16,5% ВВП, или 13,7 тыс. грн на каждого работающего украинца. Госпожа Яресько в своем оптимистическом посте указала, что "в 2015 году правительство также сократило размер специальных пенсий бывших государственных должностных лиц, таким образом в бюджете высвобождается дополнительный ресурс в размере около 250 млн гривень". Прекрасно, на 0,001% проблема уже решена.

"Мне жаль, что, влившись в правительство популистов, госпожа Яресько заразилась от них популизмом. Министр экономики Абромавичус еще держится, а она, похоже, уже укушена Яценюком", — сетует Тарас Козак.

Но популизмом страдает не только Кабмин. Именно новоизбранная Верховная Рада легким движением 256 рук разрешила женщинам, которым исполнилось 55 лет, досрочно выходить на пенсию при наличии страхового стажа не менее 30 лет, проголосовав в целом за соответствующий законопроект №1086 в среду. Напомним, еще в 2011 году было принято решение о постепенном повышении пенсионного возраста (между прочим, большинством "регионалов"). И начаться оно должно было 1 января 2015 года. По словам Козака, не так уж много женщин имеют к 55 годам такой стаж, так что, возможно, последствия будут незначительными. Зато какое поле для коррупции — стаж теперь многим нужен! Но факт остается фактом: чтобы надежды, изложенные в посте Яресько, сбылись, власть должна была сделать все, чтобы дефицит ПФ сокращался, и уж никак не принимать закон, который его раздует. Как привлекательно это ни выглядело бы в глазах финансово безграмотного электората, поскольку "прямо сейчас и много" не бывает. Пенсия может быть или раньше, или больше, потому что ресурс ограничен.

И такой ресурс будет еще меньшим, поскольку на 2015 год прогнозируется снижение экономики в среднем на 3%. Поскольку война заставит выехать тех, кто сомневался в целесообразности эмиграции (и это будут не пенсионеры). Война удержит от прихода в Украину иностранный бизнес. Местный бизнес и так демотивирован. Потому Кабмину и особенно Яресько стоило бы найти в себе твердость и реально снизить ставку соцвзноса. Снизить, а не вводить условия и коэффициенты.

Мария Стасенко