Самые распространенные интернет-аферы на Днепропетровщине

После того, как вышла новость о том что активисты общественной организации «Стоп Хабар Днепропетровск» разоблачили аферистов, к ним поступило огромное количество звонков со всей Украины. Проблема мошенничества связанная с электронными расчетами стоит достаточно остро в обществе, а доказать юридически такие преступления – достаточно сложно. Поэтому они решили предупредить людей о наиболее вероятных аферах, связанных с интернет-банкингом – сообщил председатель общественной организации “Стоп Хабар Днепропетровск” Эдуард Якушкин.

Купля –продажа в интернете по предоплате

1-е место , как бы банально это не звучало , занимает мошенничество на сайтах купли-продажи по предоплате. Схема простейшая, но действенная:

- Если мошенники выступают в роли продавца – Выставляют товар на 15-20% дешевле рыночной стоимости и под любым предлогом просят внести за него предоплату ( как правило от 10% до 50%, но особо наглые требуют 100% предоплаты – мотивируя тем, что на этот товар уже несколько покупателей в силу недорогой стоимости)

- Если мошенники выступают в роли покупателей – Звонят тем, кто продает что-то дорогое на сайте. Предлагают купить практически без торга, переводят деньги якобы от "юридического лица" или "корпоративного счета". Продавца привлекает такой покупатель, который практически не торгуется и его всё устраивает.Далее мошенники работают по нескольким схемам:

1) После того, как мошенник перезванивает и сообщает что деньги он отправил, Вам звонит "представитель банка" и говорит, что для вас есть перевод , но возникли трудности из-за того,что перевод делает юр. лицо. Многие просто не знают особенности перевода между физ и юрлицами . Затем "представитель банка" сообщает, что перечислит деньги, но для их получения нужно подойти к банкомату и выполнить действия, которые он скажет. Когда продавец подходит к банкомату и вставляет карту, мошенник диктует номер своей карты под видом номера денежного перевода и просит ввести сумму, которая якобы должна поступить на счет продавца. После подтверждения транзакции деньги оказываются на счету мошенника.

В этой ситуации играет фактор психологического давления (деньги нужно получить быстро) + представитель постоянно разговаривает с вами по телефону, чем отвлекает + незнание банкомата (если у Вас например, карта Приватбанка, то вас "отправят" к Ощадбанку и наоборот)

2) Мошенник сообщает, что хочет проверить покупаемый товар, но так как он находится в другом городе, товар прийдут посмотреть его “друзья”(подельники), проживающие именно в Вашем городе.

Далее, как рассказал нам один из очевидцев, который продавал свой ноутбук через интернет, происходит примерно следующая картина:

“Встреча, на которую приехало два парня в спортивных костюмах. Как только увидели что продавец приехал тоже не один, немного расстроились, но решили довести дело до конца. Посмотрели мой Iphone, позвонили якобы “хозяину”, и сказали что всё в порядке, будут брать. Спросили номер карты, на которую следует перевести деньги. Буквально через 2 минуты пришло смс-сообщение с текстом – на Ваш банковский счет было зачислено 5 500 грн. Я решил проверить свой счет через интернет –банкинг – средства не поступили. Мошенники начали говорить что мы торопимся, Вам же смс пришло. Посмотрев более внимательно я увидел, что номер c которого было отправлено сообщение не банковский. Об этом я и заявил псевдо-покупателям, сказав что вызываю милицию и они спешно ретировались.”

Выход: Не доверяйте незнакомым людям, не обольщайтесь на низкую цену товара. На сайтах купли-продажи обязательно смотрите рейтинг и отзывы о продавце либо покупателе. Ни при каких обстоятельствах не называйте реквизиты своей банковской карты. Настоящие сотрудники банка никогда не попросят Вас по телефону назвать пин-код и тд.

Лотереи, акции, призы

С этим видом афёр общественная организация “Стоп Хабар Днепропетровск” сталкивалась лично, когда разоблачила таких аферистов. Схема следующая: Мошенники присылают смс-сообщения, либо звонят Вам и сообщают что Вы что-то выиграли ( в нашем случае это был автомобиль). Для усыпления бдительности указывают свой сайт для проверки. На нём действительно видно, что именно на Ваш номер телефона выпал приз. На сайтах, указанных в смс-сообщениях, действительно была информация о проведении розыгрышей автомобилей. Но для получения приза необходимо заплатить 1% от суммы выигрыша (2050 грн). По указанному номеру, нам подтвердили что мы выиграли автомобиль (хотя номер, с которого мы звонили, был приобретён за 10 минут до нашего звонка) и что нам необходимо внести данную сумму, обьяснив это госпошлиной от выигрыша, которая действительно составляет 1%.. Номер расчетного счета был назван только в тот момент, когда мы “находились возле терминала”. На наши дальнейшие звонки аферисты не поднимали телефон.

Подобных ”розыгрышей призов” немало, и главный козырь здесь – люди любят выигрывать,зачастую эмоции берут вверх и человек уже не хочет думать об осторожности. Этим и пользуются мошенники.

Выход: Постарайтесь вспомнить случай из Вашей жизни, когда Вам удавалось выиграть что-то более-менее ценное. Много раз это было ? Бесплатный сыр – только в мышеловке.

Блокировка сим-карты

Третье место в нашем рейтинге занимает афера, связанная с блокировкой сим-карты клиента банка. Мошенникам для пользования Вашей банковской картой, необходимо завладеть сим-картой, к которой она привязана. Схема следующая:

Чтобы заполучить дубликат симки, мошенники или вынуждают человека несколько раз подряд им позвонить и не берут трубку, или звонят сами и обрывают связь. После этого на мобильный счет картодержателя приходит пополнение на минимальную сумму от неизвестного лица, а потом номер «вдруг» блокируется. Имея информацию о последних набранных номерах, времени последнего звонка с номера и последнем пополнении, мошенники заказывают у мобильного оператора дубликат sim-карты. Однако мобильные операторы заявляют, что сейчас для восстановления сим-карты у них разработан ряд вопросов, которые может знать только настоящий владелец данной симки. Это позитивно, но мошенников не стоит недооценивать – идя на такой шаг, они могут располагать точной информацией о Вас. Откуда ? - Соцсети, компьютерные вирусы и тд.

Выход: При блокировке Вашей сим-карты немедленно обратитесь в Банк с просьбой заблокировать Вашу банковскую карту и пишите заявление в службу безопасности банка. Узнайте когда производился последний платеж с Вашей карты. Если мошенникам всё же успели снять Ваши деньги, попросите Банк заблокировать последний платеж, так как он является ошибочным.

«Скимминг» и «фишшинг»

Четвёртое место занимают уже известные во всем мире виды мошенничества как "скимминг" и “фишинг”.

Такой вид мошенничества с картой как "скимминг" требует наличия специального устройства - скиммера, которое устанавливается в картоприемнике банкомата, а также использования накладной клавиатуры или мини-камеры для фиксации вводимого владельцем карты PIN-кода.

Это устройство копирует данных платежных карт и создаёт на основе полученной информации их дубликатов для использования в преступных целях.

Выход: Для того чтобы обезопасить себя от такого вида мошенничества, необходимо отдавать предпочтение банкоматам, расположенным в отделениях банка или в хорошо освещенных многолюдных местах. Перед проведением операции визуально осмотрите банкомат. При обнаружении подозрительных устройств незамедлительно необходимо сообщить об этом в банк.

"Фишшинг" - вид интернет-мошенничества, цель которого — получить идентификационные данные пользователей. Сюда относятся кражи паролей, номеров кредитных карт, банковских счетов и другой конфиденциальной информации. Мошенническая схема выглядит следующим образом. В процессе фишинга создается сайт-фальшивка, по внешнему виду не отличимый от оригинала, далее регистрируется доменное имя, очень похожее на доменное имя официального сайта (тейп). Остается только любым путем завлечь посетителя на подставной сайт.Тема письма и причина якобы блокировки может конечно варьироваться, все зависит от фантазии мошенников, но добиваются они одного, чтобы вы зашли на сайт-фальшивку и ввели свои персональные данные.Далее аферисты получают доступ в лучшем случае к его почтовому ящику, в худшем — к электронному счету.

Выход: Будьте внимательны при получении почтовых сообщений от неизвестных отправителей и почтовых сообщений просящих перейти по ссылке.

Всегда проверяйте через адресную строку на том ли сайте вы вводите свой пароль. (обычно подделывается и домен. т.е. он очень похож на оригинал, различие может быть всего лишь в одной букве.

«Cash Тrapping»

И последнее, 5-ое место в нашем рейтинге занимает «Cash Тrapping» - ловушка для наличных (сash – наличные; trapping – заманивание в ловушку). Из всех существующих способов этот обескураживает своей простотой.При этом типе мошенничества, который прозвали «Cash Тrapping», злоумышленники ухитряются заблаговременно прикрепить планку с липкой лентой к банкомату на отверстие для выдачи наличных. Когда собственник карты обналичивает средства, купюры просто-напросто прилипают к этой планке.

Не получив деньги, человек думает, что операция не была выполнена. Когда держатель карты уже отходит от банкомата, мошенники производят выемку наличных, которые застряли в отсеке.

Выход: Если в банкомате отсутствует нужная Вам сумма – Вы увидите это на экране монитора. В случае описанном выше, сразу звоните в банк и не отходите от банкомата.Очередь подождет.

"Безусловно это далеко не все способы, с помощью которых мошенники пытаются завладеть средствами людей. Электронные технологии развиваются стремительно, и аферисты пользуются этим в своих корыстных интересах. Наша организация информирует о таких афёрах и призывает людей быть более бдительными при совершении электронных расчетов", - говорит заместитель председателя общественной организации “Стоп Хабар Днепропетровск” Тимофей Плохой.