"Лучшего образования, чем в родной Украине, не встретила". Как дети из Днепра учатся в Норвегии и Великобритании

В Днепре уже несколько недель не утихают разговоры о формах обучения и сложностях этого учебного года. Мамы, выехавшие с детьми за границу, находятся в таком же стрессе, только кроме вопросов по днепровским школам у них есть еще одна головная боль – получение образования в местных учреждениях. У многих детей, которые сейчас находятся в Европе, процесс обучения начался в начале августа. Мамы из Днепра рассказывают о заграничных школах, сообщает Днепровская панорама со ссылкой на "Наше місто".

Норвегия: 3 км до школы и 15 минут на домике

Днепрянка Анастасия Бабак с двумя детьми в марте 2022 года перебралась в норвежский Вестбю: убегали от страшной войны. Это небольшое поселение на юго-востоке страны, где проживает около 15000 человек.

В то время старший сын Анастасии Кирилл учился в первом классе днепровской школы №35. Сегодня он успешно перешел в третий класс, но уже в норвежской школе. При этом мальчик успевает совмещать учебу в чужой стране со своей родной 35-й. Норвегия дает защиту украинцам на три года. Родители не уверены, останутся ли жить за границей, есть и претензии к системе норвежского образования. Потому на семейном совете решили оставить ребенка и в украинской школе на экстернатуре.

После переезда маленького Кирилла доставили в школу при общежитии для беженцев в другом городе. Это был «велькомсткласс» (поздравительный класс), где учились дети разных национальностей, плохо знающих норвежский язык. Адаптироваться помогли учителя, которые говорят по-русски и немного по-украински. Большое ударение в программе делалось на изучении языка, и теперь, уже в третьем классе, Кирилл свободно посещает занятия по норвежскому.

Из-за неудобства трансфера в августе 2022 года его перевели в класс по месту жительства. На занятия ребенок добирается самостоятельно, велосипедом или самокатом. В принципе, тех учеников, кто живет на расстоянии более 3 км от школы, возит бесплатный автобус. Но наш герой живет поближе: для таких школьников транспорт не предусмотрен. Для местных это не проблема: велосипеды и самокаты здесь в почете.

Как рассказывает Анастасия, в норвежской школе, как и в украинской, 5-дневная неделя. Начинаются уроки в 8:30, а заканчиваются ориентировочно в 13:00. По понедельникам и пятницам – сокращенный день: дети заканчивают учиться раньше на один час. Это для того, чтобы им было легче входить в рабочую неделю и заканчивать ее. Есть уроки по 45 минут, а есть и по полтора часа. Много перерывов, два из которых по 30 минут. В день по расписанию выходит около 5 уроков. После основных уроков у младших классов есть возможность посещать группу продленного дня.

Школы в Норвегии бесплатные. А вот за посещение группы продленного дня нужно оплачивать дополнительно. Стоит это около 3000 норвежских крон в месяц (ориентировочно 10500 гривен), в стоимость входит питание ребенка. Для украинских беженцев Норвегия делает скидку 300 крон (около 1000 гривен). Анастасия отмечает, что в местных школах вообще не предусмотрено питание детей. Родители должны организовывать ланч-боксы самостоятельно. А за дополнительную оплату дети, посещающие группу продленного дня, получают облегченное питание: овсяная каша с ягодами или смузи, бутерброды, иногда балуют пудингами. В то же время школьников снабжают фруктами: установлены специальные холодильники, из которых каждый ребенок может взять что хочет и сколько хочет. И это бесплатно.

Не существует в норвежских школах и сборов денег в дополнительные фонды. Совершенно никаких! По словам Анастасии, в местной школе учитель удивился бы, если бы кто-нибудь из детей пришел с подарком для него или даже с цветком. Кроме того, коммуникация учителя с родителями происходит онлайн, через специальное приложение на мобильном телефоне – родительское собрание здесь не принято. Если у ребенка все хорошо в школе, то учителя даже не беспокоят родителей. А в случае какой-нибудь проблемы учитель приглашает родителей на встречу в индивидуальном порядке.

Школьная программа в норвежской школе очень похожа на украинскую. Каникулы трижды в год – по одной неделе и два месяца пожилых. С 17 августа в норвежских школах уже начался новый учебный год, который продлится до середины июня 2024 года. Эти же уроки: математика, естествознание, труд. Только у всего несколько более низкий уровень, более расслабленный темп. План обучения выдается один раз в неделю, поэтому каждый ребенок может работать в своем ритме. Поэтому Кирилл уже пошел вперед от своих сверстников. Анастасия отмечает, что уровень образования в украинской школе значительно выше, наши дети отличаются. И не только дети, но и взрослые. Наши везде видны сразу.

На подготовку домашних заданий Кирилл уходит 10-15 минут в день без родительской помощи. В то время как с украинскими уроками справляется вся семья. В Норвегии все просто и просто. В Украине – сложнее. Нет какого-либо баланса. И это одна из главных причин, почему Кирилла не забрали из украинской школы.

На учебники в Норвегии тратиться не приходится. Их там нет. Каждому ребенку школа выдает свой айпад, куда уже загружено все, что понадобится. И это единственное, что дети носят в школу. Нужные канцтовары так же всегда есть в наличии в каждом классе и это обеспечивает школа. По мнению Анастасии, таким образом дети привыкают водить пальцем по экрану, совсем не развивают письмо – и это еще одно из ключевых отличий от украинских школ. Такая же проблема и с чтением. Ребенок прочел что-то в айпаде, записал прочитанное на диктофон и отправил аудио учителю. Все слишком диджитизировано. При этом уже с первого класса дети с техникой на «ты».

Нет в норвежских школах и формы установленного образца. Детей одевают так, чтобы было комфортно и практично. Каждый родитель должен позаботиться о том, чтобы у ребенка на каждое время года отдельно был непромокаемый костюм или комбинезон (стоимость около 400 крон = 1400 грн) и резиновые сапоги (около 300 крон = 1000 грн).

Оценок детям учителя не выставляют. До 7 класса их вообще никак не отмечают. В системе новергского образования главное, чтобы ни дети, ни взрослые не стряхивали, чтобы ребенок рос как личность, умела сотрудничать с другими, организовывать работу, принимать решения. У них рассчитано все на какие-то практичные вещи, которые потом пригодятся в жизни. Им важнее выйти в лес, показать, как добывать огонь, собирать грибы, ягоды, из которых уже в классе они будут делать сами полосы, чем выучить таблицу умножения. В общем, в распорядке дня учащихся младших классов норвежцы уделяют большое внимание прогулкам на открытом воздухе. До начала уроков детей в здание школы не пускают, а на переменах также выводят на улицу. И это происходит в любую погоду. Анастасия говорит, что сначала это было очень необычно и волнительно, а сейчас уже привыкли. И учителя не боятся, что дети разбежатся, кто потеряется. За все время не было никаких прецедентов.

Учиться в норвежской школе Кириллу нравится. Здесь не задают много задач, выдали айпад, у него появилось много новых друзей, учителя внимательные и добрые. Анастасия рассказывает, что в первый день обучения в его классе отменили все занятия: дети целый день играли и пели песни. Кирилл был дико восхищен. До сих пор первые учителя интересуются его делами в новой школе. Норвегия – страна мультинациональная, но на всех смотрят все равно, без распределения по цвету кожи или вероисповеданию. Здесь даже есть специальная песня против мобинга, которую поют на всех праздниках люди всех возрастов, начиная с детского сада. В Норвегии все равны, все один за другим. И даже если вы хотите с одноклассниками отпраздновать день рождения ребенка, пригласить нужно либо детей одного пола, либо весь класс. Поэтому Кирилл ходит по дню рождения почти еженедельно. И такой подход очень объединяет детей.

Но был в практике Анастасии и один случай буллинга: в первые дни, когда украинцы заполонили школу Кирилла, шестилетняя девочка из России начала подстрекать норвежских детей. Об этом мальчик пожаловался маме, а она в свою очередь сообщила учителю. На следующий день малыши уже были настроены более дружелюбно.

И, несмотря на то, что все складывается в норвежской школе положительно, Анастасия радуется, что ее сын имеет возможность параллельно учиться в украинской школе. А маленький Кирилл очень хочет вернуться в родной Днепр, где его ждут его друзья. Мальчик безумно по ним скучает.

Великобритания: три оценки за один предмет и жесткий дресс-код

Ольга Терентьева с дочерью Марусей уже год живут в Лондоне. До этого девушки несколько месяцев были в Польше.

Обучение в Великобритании, по словам Ольги, отличается от нашего украинского. Имея опыт обучения дочери в двух странах, она поняла, что лучшего образования, чем в родной Украине, еще не встретила.

Школы очень лояльны украинским детям и в Польше, и в Великобритании, есть возможность дополнительно изучать язык, чтобы было желание учить, - говорит женщина. – Сейчас Маруся в 10 британском классе (8 класс по украинской системе) в обычной лондонской школе с хорошим рейтингом и в хорошем районе Фулхэм, но программа по математике, например, очень слаба.

Поэтому здесь очень популярны тьюторы и частные учителя по любым предметам. Относительно гуманитарных дисциплин есть такой предмет как Science, где собраны вместе биология, химия и физика. Марусе этот предмет нравится.

На уроках английского языка грамматику дети не учат, Оля предполагает, что этот материал дают в начальной школе. Английская литература – это изученная одного произведения на семестр, его также могут сделать спектаклем как продолжение изучения темы, только уже под более интерактивным углом.

Марусе нравится музыка и физкультура, – рассказывает Ольга. - Кабинет музыки, как маленькая филармония с большим количеством инструментов. У каждого ребенка – свой. Я только после окончания школьного года узнала, что мой ребенок играет на пиано.

Физкультура в британской школе очень интересна. Дети играют в активные игры во дворе или, если это старшие классы, занимаются на разных тренажерах и беговых дорожках в хорошем спортзале.

Система оценивания в лондонской школе не похожа на украинскую. Учителя оценивают знание ребенка по нескольким критериям. То есть ребенок получает сразу 3-4 оценки по одному предмету: за знание, за работу в школе, за работу дома, за мотивацию.

Учебников в лондонской школе нет, дети учатся по распечатанным страницам. Вместо обычных тетрадей – А4, очень популярные в Европе, Марусе они очень нравятся. Домашние задания девушка выполняет онлайн, редко бывает задание написать реферат от руки.

Кормят детей в школе дважды, это не бесплатно для британцев, но пока бесплатно для украинских школьников.

Есть у британской школы и свои нюансы.

Британские дети в школах часто воруют, сражаются, - говорит Оля. - Вообще с поведением огромный вопрос, поэтому большинство учеников после уроков остается на так называемый «detention», где они либо делают домашнее задание, как Маруся – не носитель языка, либо просто сидят два-три часа за плохое поведение.

Мы спросили украинскую маму о школьном дресс-коде.

Здесь можно одевать только серьги пусеты, нельзя ходить в школу с макияжем и накрашенными ногтями, нельзя ходить без формы, – ответила Ольга. – Даже в носках другого цвета, чем прописанный в уставе школы, прийти нельзя. Маруся же носила даже штаны другого цвета, но не потому, что у нас не было нужных, а потому что протестовала. Вообще, дочь только месяц назад смирилась, что пока будет жить и учиться в Лондоне. Она очень хочет домой, в родной Днепр, к друзьям, папе и бабке с дедом.

Что касается учебы в днепровской школе, то Маруся его не оставила. Ей удается совмещать две программы, но, по словам Оли, качество знаний и желание дочери учиться просели в отличие от довоенных времен.

Кроме обычной школы Маруся посещает украинскую субботнюю школу, - говорит Ольга. – Там изучают украинский язык и литературу, а также историю Украины. Еще есть такой предмет как богослужение, которое проводит священник из греко-католической украинской церкви.

Напомним, ранее мы писали: Дельфины у берега. В Бердянске на Азовском море увидели настоящее чудо (видео)