Современный художник - мыслит как конструктор, - художник из Днепра Роман Коваленко

Днепрянин Роман Коваленко - современный художник в широком смысле этого понятия. Для воплощения идей и мыслей он использует различные доступные инструменты: синтезатор, графический карандаш, тату машинку. Чем живут и как мыслят современные художники, кто они и обязательно ли имеют академическое образование - об этом "Днепропетровская панорама" поговорила с интереснейшим из горожан - человеком, изучавшим технику выдающихся мастеров живописи, глядя на оригиналы полотен в различных музеях мира. 

Сепиа. Графика Романа Коваленко 

Роман, как получилось так, что тебе удалось стать художником и композитором, а еще освоить мастерство современной татуировки?

Лет в 7 я увидел в гостях у друга компьютер и вскоре просто влюбился в программирование. Родители – оба – инженеры -  поощряли это увлечение, в школьные годы я много занимался разработкой компьютерных игра и графикой. Мне хотелось создавать игры, и я это делал. Однако, позже, лет в 13 плавно стал увлекаться рисованием и музыкой – это произошло почти параллельно. И если рисовать мне хотелось все время, - осваивая различные техники и повышая уровень своего мастерства, я попросту готов был делать это часами. То с музыкой все еще проще – в том возрасте все мальчишки-сверстники хватались за гитары. Вот и я достал старую папину гитару, которая не строила, и начал учиться играть на ней и петь. Активно и осознанно заниматься и посвящать себя музыке я стал, уже будучи совершеннолетним. А вот рисунок и живопись, начиная с подросткового периода, на долгие годы пленили меня.

Таким образом, после школы я решился отправиться в киевскую художественную академию. Родителей это, конечно, повергло в легкий шок, ведь они ожидали, что я стану программистом, несмотря на то, что к тому моменту я уже достаточно усиленно занимался в студии днепровских живописцев Сергея Зелинского и Елены Мартыновой. Именно они привили любовь к усидчивости и монументальным полотнам.

В столицу я уехал сам, родители смирились с моим выбором. Дальше целый год занимался в столичной Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. По стечению обстоятельств, над которыми я всегда работал, мне свезло поселиться у старого художника, недалеко от места моих факультативов. Я пользовался его книгами, много читал о великих мастерах и истории живописи. В академии был свободным слушателем, посещал пары вместе со студентами, с которыми подружился, а после занятий проходил вечерний рисунок. Платил за это какие-то копейки. У меня даже пропуск соответствующий был. По истечению года я вернулся в Днепр. Здесь, в родном городе, где я вырос и работаю сейчас, после года, проведенного в столице, я поступил в художественный колледж. Учась в нем, понял, что жить не смогу еще и без музыки. Кстати говоря, она даже в Киеве сопровождала меня, ведь там я играл в группе. В Днепре я более плотно занялся вокалом, причем – оперным. А также стал осваивать музыкальную грамоту, факультативно посещая теперь уже музыкальное училище.

Сегодня я создал в Днепре свое собственное производство – это саунд-продакшн, где я сочиняю и записываю музыку. В данный момент я работаю над своим первым альбомом, а также сотрудничаю с коммерческими заказчиками по миру, в основном – это игры и реклама.

Полотно Густава Климта: одного из любимых полотен Романа

Ты - многогранная личность и как современный художник, понимаешь взаимосвязь между видами искусств. Скажи, что, по твоему мнению, представляет собой современный художник и где начинается искусство? Где оно заканчивается?

Начинается оно там, где есть задача выразить мысль, а заканчивается, где возникают, скажем, кардинально другие задачи, коммерческого рода. Что касается современных художников, последние благодаря всеобщему доступу всех и всего к возможностям сети, получили инструменты для выражения мыслей максимально широко, на самую разную аудиторию, их влияние ничем не ограничено. Тот факт, что компиляция различных информационных идей также возможна с помощью компьютерных технологий, приводит к тому, что все чаще художники обретают новый тип мышления. Я называю его «мышление-конструктор».

Что это – расскажи подробней?

Конструктор – это, как известно, целое, состоящее из частей, каким бы то ни было образом сопоставленных между собой. Вот смотри: сегодня современный художник не обязан писать многофигурные полотна; что делает он? Он берет какие-то предметы, связанные с социальными событиями, затем, например, нанимает людей и их силами реализовывает какую-то сложноустроенную композицию и представляет зрителю в качестве, скажем, интерактивной инсталляции в какой-нибудь галерее. И при условии, что в таком решении содержится некая мысль – мы получаем новый предмет искусства. Современное искусство именно по этой причине в большей степени компилятивно и концептуально. Сегодня не обязательно владеть идеальной техникой рисунка карандашом, чтобы создать что-то – нужно уметь думать, анализировать и изобретать. Более того, благодаря современным изобретениям и технологиям искусство, по той же причине, во многом ассимилируется с наукой.

Полотно Модильяни: одного из любимых художников Романа

А вот мы и подошли вплотную к хорошему вопросу: нужна ли вообще классическая или даже академическая школа современному художнику?

Могу сказать, что лишней она не будет. Но здесь стоит понимать, что классическое образование во многом имеет устаревшие подходы к мышлению. Оно навязывает некие устойчивые каноны восприятия, и важно уметь оставаться гибким с тем, чтобы не «зашить» себя же в рамки. Художник обязан мыслить свободно, иначе кому он будет интересен? В моем понимании, задачей педагогов является как раз обучить студентов мыслить, рассуждать – используя инструменты, предлагаемые искусством. Показать, как можно и объяснить, что можно и по-другому. Но у любого поступка и выбора есть причина и следствие, и предугадывать их художник должен уметь. Такая система образования бытует в Европе, и на мой взгляд это более правильно. Также, важно уметь находить новую информацию и самостоятельно «обрабатывать» её.

Насколько важно смотреть полотна великих мастеров вживую?

Чрезвычайно важно. Печать и оригинал вживую — совершенно несопоставимые вещи! Любая репродукция – просто картинка, пересказывающая сюжет. Она не отражает реальный цвет, фактуру, на ней не читается техника, не говоря уже об эмоциональной составляющей. Я посещал музеи в разных странах мира, именно для того, чтобы увидеть, как писал тот или иной художник. И многие мои взгляды, которые, как я думал были давно сформированы, менялись очень сильно. Например, после того, как я вживую посмотрел Климта и Шиле.

Рукав. Геометрия. Тату. Работа Романа Коваленко

Полезно ли делать копии с репродукций для развития мастерства?

Если есть банальная задача — научиться срисовывать, то это можно делать и с репродукций. Но воспроизвести технику автора, то есть сделать копию полотна, глядя на репродукцию – невозможно. Делать копии – очень полезно, если правильно к этому подходить, ведь в таком случае художник, который делает копию, понимает логику мышления мастера.

Что такое эстетика абсолютной формы?

Перефразируя дирижера Евгения Мравинского — “если произведение звучит убедительно – оно имеет место быть”. Пример: ранние, детские произведения Моцарта имеют абсолютную форму, хоть и не столь глубоки по смысловой нагрузке, в силу понятной причины – эмоциональный мир ребенка отличается от мира взрослого человека.

Если говорить о Дали, Пикассо и Модильяни, которые были современниками, кто из них в большей мере – об искусстве?

Лично для меня это Модильяни. Как мне кажется, он был самым “настоящим” из этой великой троицы.

Знаменитые "Подсолнухи" Ван Гога

Назови художника живописца, который, по твоему мнению, повлиял на то, какой сегодня мы видим современную живопись?

Можно называть очень много имён, но остановимся на Ван Гоге. Он на многие годы вперед предугадал или, если хотите, задал направление изобразительному искусству, которое воплощается с помощью холста и красок. То видение и интерпретацию, которые он сумел создать в своих работах, то авторское мышление, которое художник вкладывал в свои полотна опередило его время, возможно, на пол века, а то и больше. Именно потому за всю свою жизнь и очень активное творчество в зрелые годы ему удалось продать только одну картину, которую купил его родной брат. Его – не понимали. И это – закономерно. Он мыслил иначе.  Но парадокс в том, что даже не после, а практически во время его смерти картины начали покупать.

Эгон Шиле: один из любимых художников Романа

Какую музыку ты пишешь и какую слушаешь?

Сейчас работаю над альбомом, который я бы охарактеризовал как электронно-акустический импрессионизм, слушаю много разной музыки, люблю - джаз. Вообще, предпочитаю музыку, которая заставляет думать. Ведь для того, чтобы понять и ощутить джаз – нужно быть готовым сделать это. Такая музыка, как и классическая, на порядки сложнее для восприятия. Чем скажем попса или хип-хоп, хотя в последнем тоже случаются интересные вещи. Считаю, что слушатели должны стараться находить для себя возможность слушать разную музыку, чтобы развивать способность понимать процессы, происходящие вокруг.

Кто в джазе твои кумиры?  

Таких исполнителей очень много. Но первыми, пожалуй, назову Била Эванса, Чета Бейкера, Брэда Мелдо и Эсбьёрна Свенссона. Вот недавно нашел в YouTube первый альбом японского джазового пианиста, который освоил мастерскую технику игры на фортепиано в сего лишь за каких-то 6 лет! Этого пианиста зовут Ryo Fukui. Любителям инструментальной классики джаза на ф-но – рекомендую.

Натурщик. Графика. Работа Романа Коваленко

Ром, ты столькому научился за каких-то 7 лет. Скажи, как заканчивать начатое в творчестве?

Бывает так, что когда мы создаем какую-то работу или произведение, проходит время, и написанное кажется нам неактуальным. Считаю, так случается тогда, когда уделяем этому недостаточно времени в работе. Вывод: нужно чаще и дольше заниматься тем, в чем хочешь добиться успеха. Все просто. А еще говорят, чтобы стать мастером в каком-либо деле, нужно заниматься 10 тысяч часов. Мне кажется, что это действительно работает, если правильно к этому подойти.

Сейчас пишешь?

Если ты о живописи, то она отпустила меня. Я поглощен музыкой.

А как обстоят дела с татуировкой?

Это также современный вид искусства - нательного рисунка. Сегодня тату перестало иметь привязку к символизму, почитаемому в некоторых слоях общества ранее. В современном мире – это, прежде всего, визуальная эстетика. В Европе мастер тату – почти всегда художник, иначе на этом рынке сложно удержаться. Техника татуировки сегодня ставит её в ряд с любыми другими видами визуальных искусств.

Общалась Ольга Смирнова