Троллейбус или маршрутка? Горсовет определился с выбором
Когда-то эти маленькие юркие микроавтобусы спасли Днепропетровск от транспортного коллапса (не исключено, что он был устроен преднамеренно) и назвали себя маршрутными такси. Они стоили чуть дороже, но в них можно было ехать сидя и «заказывать» остановки. Их становилось все больше, они полностью заменили собой большегрузные автобусы и практически уничтожили электротранспорт – самый дешевый и экологичный в мире!
Когда же мы опомнились, то оказалось, что жители мегаполиса уже плотно сидят на маршруточной игле. И не замечают даже, что едут часто стоя, далеко не всегда комфортно, а цены на перевозки продолжают расти, как в такси. О проблемах городского транспорта и перспективах его развития нам удалось поговорить с Ириной Прилипой, директором департамента транспорта и связи горсовета, во время прямой телефонной линии с днепропетровцами.
Цены на проезд
Один из наиболее часто повторяющихся вопросов: почему цена проезда в маршрутках была по четыре, а стала опять по 5 гривен и 5 гривен 50 копеек? И это при том, что курс доллара не вырос, как и цены на бензин. Ирина Прилипа поясняет:
– После того, как исполком горсовета принял решение об установке граничного тарифа в 4 гривны, независимой профсоюзной организацией и отдельными перевозчиками были поданы исковые заявления в суд о его отмене. Сегодня постановлением суда действие решения о снижении стоимости проезда приостановлено, рассмотрение дела, по сути, продолжается.
Есть юридическая коллизия и с конкурсом перевозчиков. Как выразилась Ирина Прилипа, и отменить его не могут, и объявить тоже. Пока маршрутки ездят в соответствии с временными договорами с фирмами-перевозчиками. На некоторые маршруты нет паспортов. И многие организационные вопросы, например, создание конкурсного комитета, упираются в работу депутатов. Состоится сессия – будет объявлен конкурс перевозчиков и т.д.
Грязь и плохое обслуживание
Больше всего нареканий поступило от жителей Паруса:– Автобусы 121-го маршрута очень грязные, садиться в них не только неприятно, но и опасно: в салоне пахнет отработанными газами, – сообщила, например, позвонившая на прямую линию Татьяна.
А Надежда Ефимовна сообщила о том, что в тупике 31-го маршрута образовалась настоящая свалка.
– Здесь не только раздают чай и кофе для водителей и диспетчеров, но еще и торгуют овощами, тут же бросают мусор, – рассказала она.
Ирина Прилипа пообещала, что на эти маршруты выедет контроль. И обязательно состоится беседа с перевозчиками.
Льготники
Много звонков было на прямую линию относительно льготного проезда. Здесь не все так просто.
Как известно, 1 июня этого года в Украине вступило в силу решение Верховной Рады, которое отменило бесплатный проезд в общественном транспорте отдельным категориям льготников. В частности, участникам войны и лицам, которые принадлежат к участникам войны, детям-«чернобыльцам», ветеранам труда, пенсионерам-прокурорам, детям войны, жертвам нацистских преследований и другим категориям. Фактически льготы имеют только те, у кого есть пенсионное удостоверениям по возрасту.
Ирина Прилипа заверила, что после множества конфликтных ситуаций на электротранспорте решили не обострять отношения с пассажирами, и там принимаются любые удостоверения, подтверждающие льготу. Диктовать какие-либо условия маршрутчикам департамент транспорта не может, поскольку они не получают компенсации из городского бюджета за льготный провоз пассажиров. Здесь, как говорится, остается уповать на совесть и порядочность каждого отдельного водителя.
– Определить визуально, кто здоровее (пенсионер по возрасту или инвалид) невозможно. Только переход на адресную денежную помощь решит эту проблему, – считает Ирина Прилипа.
Во время прямой телефонной линии много вопросов касалось графика движения маршрутов, логистики, заполняемости автобусов. И далеко не на все есть ответы у департамента транспорта. Опять же или в силу ограниченности полномочий, или в силу юридических коллизий.В то же время Ирина Прилипа не теряет оптимизма. Она рада тому, что впервые за много лет за деньги городского бюджета удалось приобрести новые троллейбусы, были отремонтированы трамвайные пути.
– "Нами разработана программа развития транспортного комплекса на ближайшие пять лет, – рассказала директор департамента транспорта горсовета. – Получено разрешение на разработку соответствующего проекта, который включает, кроме всего прочего, открытие троллейбусных линий на жилые массивы Сокол и Солнечный. Будет также восстановлен 13-й маршрут, соединяющий Парус с центром города. В планах также строительство дополнительной подстанции на улице Мильмана для закольцевания троллейбусного маршрута на улице Дальней", – рассказала Ирина Прилипа.
– Но любое развитие транспортной сети должно сопровождаться ростом парка подвижного состава, – подчеркнула она.
Она также дала понять, что горсовет считает приоритетным развитие городского электротранспорта, хотя считает своими пассажирами всех днепропетровцев.
Татьяна Валигурская