Украинский Facebook превратилcя в новую реальность, где пост может заставить действовать президента
Фейсбук (ФБ) увлек уже несколько миллионов самых активных украинцев — представителей среднего класса, политиков и даже ключевых госчиновников, пише НВ.
В итоге соцсеть превратилась в новую реальность, где ругаются интеллигенты, срываются политики и где несколько постов могут заставить действовать президента или премьера.
Устроившись поудобней за столом возле компьютера, Карл Волох, бизнесмен и один из украинских топ-блогеров Фейсбука, рассуждает о том, во что превратили соцсети своих адептов. “Те, кто постоянно находится в ФБ, считают, что и вся страна находится там же,— Волох говорит, а на мониторе идет постоянное обновление его ленты новостей.— Но огромное количество людей и понятия не имеют, что там происходит”.
Если бы эту фразу он не произнес, а написал в соцсети, ее прочли бы примерно 43 тыс. человек — столько пользователей FB подписаны на обновления Волоха. “Фейсбук — это огромная песочница, в которой люди дружат и ругаются друг с другом не на шутку”,— добавляет он.
“Песочница” по накалу страстей даст фору телевизионным политическим шоу — в соцсети ссорятся, опускаясь до матов, интеллигентные люди, в обычной жизни никогда не практикующие подобное. Зашкаливание эмоций неслучайно — по мнению экспертов, часть пользователей ФБ буквально живет соцсетью. А потому воспринимает любой негативный отзыв как личный выпад.
Более того, ФБ влияет уже не только на отдельных индивидуумов, но и на поведение общественных групп, деятельность коммерческих компаний и даже на действия властей. И все потому, что за последние полтора года ФБ “завербовал” в свои сети достаточно сторонников, чтобы стать социальным явлением. Часть пользователей сутками сидят в онлайн. Подобная вовлеченность, как считает Волох, вводит пользователей ФБ в “сильное заблуждение” — они воспринимают реальностью то, что читают в соцсети.
Украинская аудитория Фейсбука с начала 2014‑го выросла на 800 тыс. человек и теперь превышает уровень в 4 млн пользователей. Но реальный охват, по мнению Максима Саваневского, главреда издания Watcher, специализирующегося на интернет-бизнесе и маркетинге в соцмедиа, составляет около 7–8 млн человек. То есть примерно каждый шестой украинец подвержен влиянию ФБ.
Чтобы понять величие этой цифры, достаточно вспомнить, что весной 2009 года, когда в Украине фейсбукомания лишь начиналась, вся аудитория сети составляла, по данным Watcher, 62 тыс. человек. Нынче у самых популярных персонажей украинского ФБ число подписчиков может исчисляться сотнями тысяч.
Причем в украинской соцсети № 1 “обитает” самая активная часть населения — госчиновники высших рангов, политики, активисты, волонтеры, журналисты, эксперты — то есть лидеры мнений, имеющие большое влияние на общество. "Соцмедиа дают возможность получить реакцию на действия, решения, предложения",— считает премьер Арсений Яценюк.
Фейсбук Всемогущий
По данным Саваневского, сообщество в ФБ ежегодно увеличивается на 20–30 %, что значительно выше темпов роста распространения интернета. Наибольшая концентрация пользователей соцсети приходится на крупнейшие города — Киев, Львов, Днепропетровск, Харьков, а также некоторые другие областные центры, к примеру Ивано-Франковск. Это коррелируется и с концентрацией представителей высшего и среднего класса, то есть наиболее активными слоями населения.
Эти люди и так заметно влияли и влияют на общество. Но украинская реальность начала изменяться в угоду ФБ-пользователей еще сильнее, когда адептами сети стало критическое число высших руководителей государства и топовых политиков. “В Украине активна заполитизированная часть населения. В первой топ-десятке блогеров ФБ много политиков, нигде в мире такого нет”,— говорит Саваневский. При этом в европейских странах на первых местах — певцы или киноактеры.
Яркий пример украинского политика-блогера — нардеп Антон Геращенко, советник министра МВД со 130 тыс. подписчиков. Он сам фактически занимается с помощью ФБ промо различных милицейских новаций, объясняет позицию министерства по различным вопросам. И знает, что наиболее популярные посты пользователей соцсети на актуальные темы ложатся на стол президенту, премьеру и министрам.
Более того, Петр Порошенко ежедневно просматривает ленту новостей в соцсети. И даже корректирует свою политику, исходя из настроений народа. “Он сам читает рейтинговых пользователей, сам пишет и отвечает”,— рассказывает Юрий Стець, министр информполитики, один из тех, кто близко знает президента.
"Некоторые министры используют соцмедиа, чтобы выразить свое видение по тем или иным вопросам. Только приветствую",— говорит Яценюк.
В итоге рейтинговые блогеры вполне могут оказывать влияние на действия даже топ-чиновников. И чем дальше, тем больше тому подтверждений. “Фейсбук — это фактически личная стенгазета для каждого, и каждый сам в ней редактор. Да еще и с сильным влиянием на власть”,— говорит Геращенко.
Самый свежий пример — негативно встреченный широкими ФБ-массами закон от 2 июля 2015‑го о возврате кредитов физическими лицами по курсу на момент их взятия. Понадобились всего сутки, чтобы волна критики из сети заставила множество депутатов, голосовавших за этот акт, оправдываться, пытаться отозвать голоса и решиться на его отмену.
Сергей Лещенко, народный депутат от Блока Петра Порошенко (БПП), в прошлом журналист Украинской правды, своими постами собрал 74 тыс. подписчиков. Многие его ФБ-публикации заставляют нервничать коллег и прочих власть имущих, но Лещенко отмечает, что подобную реакцию провоцируют не только его деятельность. Политики, мол, в принципе уже привыкли “сверяться” с коллективным разумом соцсети.
Так, после обнародования переписки экс-депутата Самопоміч Андрея Мирошника, который планировал полететь в тур на Мальдивы стоимостью более €10 тыс., и активного обсуждения этого факта в ФБ парламентарий был вынужден сложить мандат. Отличный показатель влиятельности соцсети, уверен Лещенко.
И это далеко не единственный случай. К примеру, недавно, по словам Лещенко, много шума наделал пост блогера Сергея Иванова. В нем речь шла о том, что среди судей, назначенных на пожизненные должности Верховной радой 21 мая, оказалось двое людей, которые преследовали активистов Евромайдана и Автомайдана зимой 2014 года. “И депутаты признали свою ошибку, написали во все инстанции, чтобы в отношении этих судей было проведено расследование”,— говорит Лещенко.
Коллективный разум ФБ может не только указывать на ошибки властей, но и провоцировать их. Об этом напоминает политтехнолог Тарас Березовец, который детально отслеживал так называемые информационные волны.
Саваневский вспоминает подходящий случай, когда в январе этого года весь украинский сегмент детища Марка Цукерберга волновала ситуация вокруг блокпоста № 29 в Луганской области.
“Помните, паника накатывала, как цунами: блокпост взяли, все — “зрада”. Через пять минут — нет, блокпост под контролем, украинская армия — лучше всех. Это наглядно демонстрирует, как FB гипертрофирует реальность, искажает ее”,— говорит он.
Бывший высокопоставленный сотрудник СНБО на условиях анонимности рассказал, что паника в Фейсбуке на тему “Почему не помогают нашим атаковать?” стала одним из факторов, приведших к гибели 49 украинских десантников в Луганском аэропорту. Самолет с бойцами, которые должны были выступить в роли подкрепления, 14 июня 2014 года выслали в Луганск поспешно под давлением многочисленных требований в сети, не обеспечив безопасность,— и борт сбили.
ФБ не только влияет на политиков и чиновников, но и в некотором смысле создает их, став влиятельным инструментом избирательного процесса. Популярных блогеров уже привлекают к сотрудничеству штабы политических партий, говорит Сергей Дидковский, политехнолог и пиар-стратег компании Ольшанский и партнеры. “Блогеры могут повлиять на настроения электората, призывая проголосовать за какого‑то кандидата, обрушиваясь с критикой на оппонента”,— утверждает он. И объясняет, что на последних выборах рейтинговых пользователей ФБ задействовали штабы Народного фронта, Блока Петра Порошенко, Батькивщины и других.
Место страстей человеческих
Большое влияние, которое ФБ оказывает на общество, зависит не только от присутствия в соцсети топовых политиков и активистов. Есть и еще одна причина психологического свойства: многие ее пользователи воспринимают виртуальную жизнь реальностью. И потому информацию блогеров они воспринимают близко к сердцу и реагируют прежде всего на нее.
Соцсети вросли в повседневность, как мобильные телефоны, говорит Березовец. И наряду с тем, что они несут коммуникативную цель, одновременно изменили украинское общество до неузнаваемости. Например, внедрили культуру излишней эмоциональности и категоричности высказываний, виртуального общения на повышенных тонах.
Именно те посты, что несут в себе категоричность и эмоциональность, по наблюдениям эксперта, который сам собрал почти 60 тыс. подписчиков, привлекают к себе внимание аудитории. “Чем выше тональность поста, чем истеричнее нотки, тем больше лайков — по этому принципу пишут многие. И в какой‑то момент эмоциональность так захватывает людей, что они уже перестают отличать фальшь от настоящей озабоченности”,— говорит политтехнолог.
О том, что сеть изменяет реальность каждого конкретного человека, говорит и Ирина Михайлошина, психоаналитик Международного института глубинной психологии. Это тот случай, когда пользователь становится полностью зависим от интернета и сети, в которой находится. Там у него дружба, личная жизнь, возможность проявлять агрессию и многое другое. “Если моя реальность изменена [подобным образом], то гневный пост я воспринимаю в свой адрес и как личное оскорбление”,— поясняет она.
Подобным образом видят ФБ-жизнь не только обычные украинцы, но и политики с чиновниками.
НВ встретилось с одним из самых темпераментных политиков и блогеров страны — народным депутатом Борисом Филатовым. Он прославился тем, что переругался в соцсетях с рядом топовых персонажей-политиков, включая Лещенко. При этом Филатов регулярно работает вместе с ними в одном сессионном зале, и до драк дело не доходит.
У депутата более 160 тыс. подписчиков, и он периодически прерывает разговор, чтобы ответить на очередной комментарий на его публикацию в ФБ. Он пишет и параллельно возмущается засильем так называемых ботов — ненастоящих пользователей, оставляющих провокационные комменты.
Всяческих сетевых “аналитиков”, строчащих псевдоэкспертные посты на актуальные темы, Филатов называет “целой индустрией”. “И тут важны не только масштабы, а увлеченность пользователей — они буквально живут в сети”,— говорит депутат. И опять отвлекается на комментирование.
Галина Цыганенко, старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии, поясняет: соцсети создают эффект контроля. Когда вокруг быстро меняется ситуация, то пользователю достаточно прочитать пост по актуальной теме какого‑либо блогера, убеждающего, что все нормально, и успокоиться. Или наоборот. “ФБ играет на базовых чувствах контроля и безопасности”,— говорит психолог.
Неудивительно, что подобная жизнь “через соцсеть” вызывает у части пользователей усталость. Например, известный своими ироничными постами депутат Виталий Чепинога, у которого 80 тыс. подписчиков, как‑то заявил о своем полном уходе из ФБ. Но позже не выдержал — “вернулся”.
Подобное “возвращение” объяснимо — активные пользователи срастаются с соцсетью и имеют самые разные объяснения, почему без нее им нельзя. Вот, например, известный волонтер и блогер Юрий Бирюков, имеющий почти 136 тыс. подписчиков, говорит, что присутствует в ФБ ради работы. Он — помощник министра обороны, советник президента и занимается материально-техническим обеспечением военнослужащих. Тем не менее в соцсети он не только докладывает об успехах или собирает деньги на волонтерские проекты, но и находит время для публичных ссор. Например, с тем же Филатовым.
Березовец указывает на еще одну особенность социальных сетей — у пользователей появляется “лайкозависимость”. Некоторые политики впадают в депрессию, когда видят, что количество их лайков значительно уменьшилось. “Это своего рода наркомания — проверять ФБ и считать количество лайков. Что примечательно: это больше характерно для мужчин-политиков, женщины относятся к соцсетям более спокойно”,— говорит политтехнолог.
Социальный психолог Олег Покальчук видит еще и чисто украинскую особенность — высокая эмоциональность нашего общения, предпочтение процессу над результатом, повышенная или пониженная самооценка, тревожность — все это создает эффект “перегретого котла”.
“Украинский ФБ построен на неоправданно повышенном внимании к достаточно заурядному способу коммуникации, при котором безмерное желание самопрезентации вызывает неврозы, поскольку сами сети к таким неадекватным запросам не были приспособлены”,— говорит Покальчук.
Он советует относиться к соцсетям как к алкоголю: мол, употребляя его, рано или поздно опьянеешь. Поэтому необходимо контролировать дозу.
По мнению Березовца, уже сейчас люди постепенно стали избегать социальных сетей, меньше проводить в них времени. “А те, кто остался, должен понимать: это — закрытая сфера. Мир на самом деле другой”,— говорит он.