Устранение стереотипного понимания старости – мировой тренд, - создатель "Сноб" и "Коммерсантъ"

Известный журналист, создатель проекта «Сноб», основатель Издательского дома «Коммерсантъ» Владимир Яковлев провел в Днепре лекцию «Возраст счастья». Он уже несколько лет путешествует по миру, анализирует, систематизирует опыт и методики людей, которые отказываются стареть и живут дольше. Проект «Возраст счастья» создан для тех, кто на своём примере готов менять всеобщие представления о старости – в угоду европейскому типу мышления и восприятию этого явления.

Мы пообщалась с Владимиром Яковлевым о фестивале для людей зрелого возраста, трансформации понятия старости и дискриминации по возрастному признаку в постсоветском пространстве.

Что, по-вашему, старость? Меняется ли это понятие сейчас?

Старость – это остановка развития. Устранение стереотипного понимания старости, продолжение развития – это мировой тренд. С одной стороны, для этого много чего делается, в том числе и в науке. С другой стороны – просто происходит глобальный скачок продолжительности жизни, который меняет жизнь в целом.

Отличается ли подход к осознанию старости у постсоветского человека и европейского?

Люди и в постсоветском пространстве, и в Европе в основе своей встречаются с одинаковыми челленджами в это время. Это то, о чем проходят лекции и фестиваль, то, насколько изменилась продолжительность жизни, молодости, изменилось вообще отношение к возрасту. Но основное отличие, на мой взгляд, это эйджизм - дискриминация по возрастному признаку.

В постсоветском пространстве эйджизма несопоставимо больше, чем в Европе или Америке. Отношения к людям старшего определенно возраста, как ко вторичным, как обязательно глупым, странным или больным – его в западных странах меньше. Там люди намного больше осознают эйджизм как проблему, как что-то, что аналогично расизму или сексизму. В постсоветском пространстве такой дискриминации больше.

Чем, по-вашему, стоит занять время с 50 до 80 лет?

Человеку следует развиваться. Самое неприятное, что можно сделать – пытаться жить не хуже, чем раньше. Нужно знать, понимать, как именно развиваться, потому что сейчас после 50 возможно абсолютно - об этом весь наш фестиваль.

С чем связан такой резкий скачок продолжительности жизни?

Считается, что это связано с развитием медицины, качеством питания, гигиены, в первую очередь. Но всерьез, по-настоящему, никто не знает.

Могут ли дети помочь родителям начать «заново» жить?

Ваши родители – взрослые люди и в каком бы возрасте не были, они имеют право свободного выбора. Сегодня вообще появился такой тренд - раньше мерились детьми, сейчас меряются родителями. Например, «моя бабушка на турнике сто раз подтягивается». Не думаю, что это правильно – ваши родители заслужили того, чтобы жить так, как им хочется сейчас. Какой бы выбор они не сделали, его нужно поддерживать.

Сейчас вы пишете книгу о мозге, кому ее стоит прочесть?

Книга называется «Уход за мозгом», пишу ее совместно с Мариной Собе-Панек. Книга о том, как ухаживать за своим мозгом, как его кормить, выводить ли мозг гулять, если да, то на сколько. Мы очень много от него требуем, но мало заботимся. На самом деле, это книга для всех, не только для людей зрелого возраста. Ведь сейчас старость начинается только в 80 лет.

Как долго вы собирали материал для книги «Возраст счастья»? Сколько историй лежат в ее основе?

Книга «Возраст счастья» вышла пять лет назад, продалась очень большим тиражом. Собирал материал для нее почти два года, в процессе чего пообщался примерно со ста людьми. Я ездил по миру, фотографировал, писал их истории. Это люди из Европы, России, США, постсоветского пространства. Если говорить о процентном соотношении, примерно 70% - по миру, а из постсоветского - 30%.

Вы занимаетесь организацией фестиваля «Хорошо за пятьдесят», планируете ли провести его в Украине?

Наш фестиваль последние три года проходил в Черногории, а сейчас мы будем проводить его в Грузии в апреле – мае. Конкретных планов по проведению фестиваля в Украине пока нет, но мы смотрим площадку и думаем о возможности это сделать. Здесь мы с довольно большим количеством людей общаемся, есть интересные предложения по этом поводу. Самостоятельно, без местной поддержки, без людей в Украине, мы не сможем организовать все. Проведение лекционных встреч – не только моя инициатива, но некоторых друзей.

В каких странах, кроме Украины, вы проводите подобные лекционные встречи?

Я их только недавно начал. Запланированы встречи в Риге, в Лондоне будет лекция. В Москве пока не планирую, не люблю Москву и не хочу туда ехать. Встречи ориентированы на русскоговорящую публику. В дальнейшем собираюсь сделать лекции и на английском.