В этот день умер Богдан Хмельницкий

6 августа (27 июля по старому стилю) 1657 года в городе Чигирин, подле Черкасс, на 61 году жизни от кровоизлияния в мозг умер великий гетман Войска Запорожского Богдан Зиновий Михайлович Хмельницкий.

Гетман, изображение которого нам хорошо известно по пятигривенным купюрам, вызывал и вызывает по сей день неоднозначное отношение у историков. Если не вдаваться в нагромождение исторических фактов, бесконечных интриг того времени и всевозможных подробностей, можно сказать, что неоднозначной оценкой своей персоны Хмельницкий обязан своей хитрой, балансирующей на грани фола политике.

XVII век, несмотря на то, что человечество уже успело стать настолько просвещённым, что были изобретены такие высокотехнологические вещи как: зеркальный телескоп, логарифмическая линейка, барометр, вакуумный насос, механическая счётная машина и термометр, был залит кровью по самые высокие крепостные стены. Если взглянуть на Евразию расфокусировано – то все воевали со всеми. Запорожское Войско на тот момент оказалось между жерновами мощнейших на то время Польской, Российской и Османской империй.

Сложно представить какими дипломатическими и военными и тактическими качествами должен был обладать Богдан Хмельницкий, чтобы лавировать в дикой и безжалостной на тот момент внешней политике.

Нет смысла пересказывать историю правления этого гетмана. Все мы прекрасно знаем из школьного курса о таких великих для нашей страны событиях, как: битва при Жёлтых Водах, битва при Корсуне, осада и падение Львова, Переяславская рада, договоры с Москвой и прочее.

О мёртвых либо хорошо, либо нечего. А потому стоить вспомнить сегодня о том, каким человеком был Богдан Михайлович и каким испытанием судьбы подвергся не только как правитель, а просто как обычный человек.

По утверждениям историков Хмельницкий обладал всем набором харизматических качеств, без которых просто не мог бы быть избран на столь высокую должность. Суровых казаков с обострённым чувством справедливости нельзя было купить гречкой или усластить слух елейными речами и медовыми обещаниями. Доказать своё право на лидерство необходимо было поступками, свершениями и делами.

Гетман был среднего роста и крепкого телосложения. Был большим знатоком оружия и лошадей. В быту был прост, и терпеть не мог роскоши, лишь в редкие моменты надевал церемониальное облачение. Даже в своих выступлениях он «не умничал», а изъяснялся просто, доступно, используя яркие примеры из повседневной жизни, пересыпая их народными поговорками. Хмельницкий был решительным, властны, твёрдым и принципиальным человеком. Только с годами он стал впадать в депрессии и проявлять мягкотелость.

Украинский гетман трижды был женат. Первая жена Анна Сомко умерла после длительной болезни. Вторую – Гелену, выкрал польский староста и женился на ней по католическому обряду. И только тогда Богдан женился в третий раз на Анне Золоторенко.

По разным данным у него было три сына и четыре дочери. Практически у каждого из них была трагическая судьба. Одного, Остапа, по неподтвержденным данным засекли насмерть поляки во время налёта на именной хутор гетмана Суботов. Сын Тимош (Тимофей) погиб в одной из битв и был похоронен в родном Суботове. Третий сын Григорий умер в младенчестве. А одна из дочерей была выслана московскими властями в Сибирь.

Да и самому Хмельницкому пришлось хлебнуть горя на своём веку. Он провёл несколько лет в турецком плену, рабом на галерах. Родной хутор не раз уничтожали враги. А умереть пришлось не в бою от пули или сабли, что было почётно для каждого казака, а в постели от «мирной» болезни. Перед смертью гетман призвал к себе близких: «Я умираю, — прошептал он им, — похороните меня в Суботове, которое я приобрел кровавыми трудами и которое близко моему сердцу».

Банально писать о неоценимом вкладе в становление Украинской Государственности, который внёс гетман Богдан Хмельницкий. В день его гибели хочется сказать лишь о том, что этот украинский политический деятель должен не только сурово смотреть на нас с купюры в пять гривен, музейных картин и школьных учебников. Он должен быть примером честности, бескорыстности и глубочайшего, отчаянного патриотизма для всех современных правителей страны с непростой судьбой перманентной борьбы за свободу.