Верховна Рада VIII созыва обречена быть двуглавой

Избранная 26 октября Верховная Рада будет во многом необычной. В экспертной среде ей зачастую отводят непродолжительный срок работы, но даже за гарантированный год от момента вступления в полномочия депутаты могут сделать немало. Конечно, в том случае, если смогут преодолеть противоречия и поставить государственные интересы выше партийных.

Восьмой созыв – не первый в истории украинского парламентаризма, в котором не будет 450 парламентариев, но первый, выборы в который проходили в условиях боевых действий на востоке. Забегая наперед, скажу, что претензии к тому факту, что некоторые парламентарии (в частности, неизменно присутствующий под парламентским куполом Ефим Звягильский) стали таковыми с минимальным количеством голосов, выглядят наивными: именно представители нынешней власти в бытность оппозиционерами настаивали на исчезновении обязательной явки на выборы и возможности признать выборы недействительными в случае срыва голосования по ряду участков. Напомню, что парламентарии не сподобились изменить избирательный закон, поэтому Верховная Рада избиралась по правилам, утвержденным еще для седьмого созыва.

Впервые на выборы шли практически три партии власти, две из которых – "Народный фронт" и "Блок Петра Порошенко" - преодолели 5-процентный барьер. При этом ведомая премьером политическая сила подложила свинью президентским соратникам и посрамила практически всех украинских социологов. "Фронтовики" заняли первое место в партийном зачете и получили моральное превосходство, которое трудно будет нивелировать даже через массовую мобилизацию под знамена БПП мажоритарщиков. Именно поэтому Рада VIII созыва обречена быть двуглавой, создать парламентское большинство и перманентно играть роль ристалища для президента и премьера с их соратниками.

В тренде в новом парламенте – общественные активисты и участники АТО, без присутствия которых в партийном списке смог обойтись только "Оппозиционный блок". К сожалению, пока формат дискуссии, заданный новыми парламентариями – о размерах зарплаты нардепа, о перспективах отмены его неприкосновенности – мало соответствует реальным потребностям страны. Возможно, ситуация изменится после принятия присяги и де-юре вступления депутатского корпуса в свои полноценные права. Заодно не лишним будет вспомнить, что скоропалительные депутатские инициативы сопровождают начало работы практически каждого парламентского созыва в Украине.

Отмечу, что на минувших выборах, с одной стороны, не было традиционно резкого для Украина разделения на власть и оппозицию, с другой – подсчет голосов продолжался неприлично долго для явки в 52% избирателей. Если не делать скоропалительных выводов, то стоит обратить внимание на изжившую себя мажоритарную систему и привязку парламентариев к избирателям через открытые партийные списки. Что касается Центризбиркома, то его ротация должна была быть проведена еще летом, но парламентарии VII созыва предпочли продлить полномочия Михаила Охендовского и компании его подчиненных.

Если в дуплетной победе партий власти есть не только составляющая административного ресурса, но и изрядная доля политического маркетинга, то для остальных участников парламентской гонки, преодолевших 5-процентный барьер, секреты успеха разнятся. "Самопомощь", к примеру, успешно "продала" избирателю образ светлого будущего, которое будут строить люди без депутатского прошлого, пусть и не всегда корифеи в своей сфере. "Оппозиционный блок" сделал ставку на выверенное очернение и без того не радующей действительности и обезличенную рекламу: VIP-лица появлялись на бордах только в базовых регионах этой политической силы. Радикальная партия Ляшко слишком рано раздула электоральные мышцы, и к 26 октября они изрядно одрябли, к тому же ни один соратник самого эпатажного политика страны не был избран в мажоритарном округе. "Батькивщина" использовала военнопленную Надежду Савченко в качестве тарана, что свидетельствует об утрате политического чутья Юлией Тимошенко.

Очевидно, что выборы не обошлись без чернухи и грязных технологий, судебных разбирательств, преимущественно на мажоритарных округах. По большому счету, осенью 2014 года на политической арене сошлись представители разных финансово-политических групп, выбиравших свою квоту в законодательном органе. С одной стороны, это дает надежду на формирование устойчивой коалиции, правила жизнедеятельности которой начали выписывать еще с конца октября, с другой – парламенту придется непросто управлять страной в условиях нависания России, экономических трудностей и парада амбиций политиков. Верховная Рада VIII созыва избрана в самых драматических обстоятельствах, и у нее есть не право, а обязанность совершить подвиг ради избирателей. Способны ли на это парламентарии? Ответ на этот вопрос вскоре получит вся страна.

glavred.info