Визитка Днепра: какие необыкновенные объекты можно найти в музее Яворницкого

Музей им. Д.Яворницкого – это визитка Днепра. Сегодня это место развивается, меняется и трансформируется. Чем живет музей, рассказала директор Юлия Пищанская эксклюзивно для «Наше Місто. Афиша Днепра», передает Днепровская панорама

О логотипах и татуировках

Юлия Пищанская, став директором, сделала музей более современным. Стильная, сдержанная, но при разговоре о животных и команде музея сразу улыбается.  Юлия получила достаточно разнообразное и глубокое образование — как филологическое, так и юридическое. Как она отмечает, это дает ему возможность чувствовать себя человеком, стоящим, так сказать, на двух опорах: одна позволяет мечтать, а другая дает реалистическое понимание ситуации.

— Цель не просто сделать музей лучшим в Украине, — говорит она. — У нас есть определенные маркеры европейских музеев, конечно не уровня Лувр или Прадо. Мы понимаем, что музеи, которые находятся в странах, ранее бывших империями, имеют более богатую коллекцию: можно было из колоний привозить. Но у нас есть предметы, которые украшают мировую культуру. Тот самый Керносовский идол, который является жемчужиной нашей коллекции, но не единственный достойный внимания предмет.

Директор отмечает, что прежде всего ей хотелось наладить коммуникацию с визитерами.

Кроме внутренней работы музея, мне хотелось бы, чтобы та информация, которую мы предоставляем, была яркой, чтобы это было не учреждение ноу-нейм в центре Днепра,.  И мы задумались сделать руководство из стиля, изготовили бренд-бук и зарегистрировали торговый знак, чтобы иметь абсолютно легитимный способ делать сувенирную продукцию. Это наша интеллектуальная собственность, мы добавляем эти изображения в наши изделия, и они работают как послы музейной работы. И люди несут это дальше в сообщество – на себе или с собой. Первые футболки из лого разошлись именно среди сотрудников. Ведь многие наши ученые — патриоты своего дела. Они – послы музея. Важно, чтобы по афише, имеющей этот шрифт и логотип, эти корпоративные цвета, уже издалека было понятно, о чем идет речь. Чтобы днепряне не просто знали, что у них есть музей, но и узнавали его и имели дополнительный мотив прийти и посмотреть, что там происходит, — отмечает Юлия Пищанская. 

Логотип вызвал много споров, команда долго работала над ним и решила, что именно каменные бабы больше всего соответствуют узнаваемости. Ведь даже не зная здание музея, люди узнают этот ландшафтный элемент в Днепре.
оманда – это главное!

Они вторыми после Национального музея истории Украины разработали такой узнаваемый элемент.

- Но это почетное место, - считает директор. — Быть первыми среди первых это тоже важно. Это начало развития музея в направлении европейского видения. Мы начали больше работать в социальном направлении, ведь раньше это был музей музейных и узкого круга. Но хотелось расширить аудиторию. Музей диктует нарративы, а не только сохраняет что-либо. Мы провели форум по теме формирования идентичности. И уже три года его проводим, это инструмент влияния на формирование идентичности, которая у нас размыта и туманна.


В музее работают 142 человека. За 2021 год прошли 58 выставок, 287 культурно-художественных мероприятий, 17 книжных выставок и 16 презентаций изданий, 28 мастер-классов, 45 лекций, 4 археологические экспедиции.

Юлия Юлия отмечает, что еще одна цель исторического музея – поддержка благотворительных проектов.

Это важно для города, который в 2014 году оказал сопротивление российской агрессии, чтобы люди были активнее, не считали себя непричастными. Именно такой холистический подход наиболее европейский. Мы не только думаем о прошлом, констатируем настоящее, но и думаем о будущем. Именно по этим нарративам, которые мы предоставляем как месседжи обществу, важно воспитывать европейские ценности, а не просто говорить,  подчеркивает она.

Директор констатирует, что команда музея — патриоты своего дела. Они живут музеем, и карантин – очередное тому подтверждение.

Мы проводили каждый день онлайн-лекции. Первые трансляции на кухне у технических специалистов, но музей выходил онлайн, чтобы быть интересным, проводить лекции, общаться с нашими посетителями. Каждый ден, - — вспоминает она.

По просьбе продолжить фразу «Исторический музей для меня – это…» она лаконично отвечает: «Жизнь». И добавляет, что имеет особую и символическую татуировку — слово «museum».

В мире старины

Валерия Лавренко, заместитель директора по научной работе, пришла работать с Юлией одновременно. Когда она показывает нам экспонаты, в ее глазах – восторг и любовь к своему делу. Желание заинтересовать посетителей.

Жемчужина музея – Керносовский идол.

Его вес - 238 кг, нашли идола школьники в селе Керносовка Новомосковского района Днепропетровской области, когда копали силосную яму. Поняли, что это не просто камень. И однажды транспортировали его, чтобы показать взрослым. Вот так идол, которому пять тысяч лет, получил вторую жизнь, -  говорит она


Валерия отмечает, что ей особенно нравятся вещи, на которых буквально видишь следы истории: металлический котел, имеющий заплатку, давний пивной чан одного из заводов тогдашнего Екатеринослава или лунный казацкий календарь.

Музей можно посещать много раз и каждый день видеть что-то новое, особенное. Узнавать не просто факты, а истории из жизни. У этой кареты, которую часто можно встретить на фотографиях, тоже интересно, — говорит Валерия. — Ее буквально во время войны спасли сторож и уборщица, нашли лошадь и увезли карету, когда в музее были немцы.

Летом в музее появился новый очень ценный сотрудник. И это не учёный. В штат музейщиков вошла собака Найда. Теперь пушистая здесь живет и работает. Она несет службу во дворе, охраняя территорию от посторонних. Здесь для нее обустроили жилье.

Найду из-за многочисленной популярности в СМИ подкармливают уже посетители. Она стала немного толще, но от этого не менее красивой! - говорит Юлия Пищанская.

Читайте также: В Днепре по Богдана Хмельницкого ходил "избранный" без трусов