Вмешательство силовиков в выборы может дискредитировать их результаты – эксперты
Разъяснение Центральной избирательной комиссии о работе агитаторов не повлияет на ход избирательной кампании. ЦИК объяснила, каким образом можно компенсировать расходы волонтёрам-агитаторам. Но в этом аспекте на результаты выборов может повлиять втягивание правоохранительных органов в «игру за одного кандидата» и препятствование работе агитаторов других кандидатов.
Об этом рассказали эксперты в ходе круглого стола «Выборы - 2019: основные угрозы демократическому волеизъявлению граждан», состоявшегося 28 февраля в информагентстве «Украинские новости» по инициативе ОО «Украинский центр общественного развития».
«В этой избирательной кампании тратят огромные финансовые ресурсы на раскрутку фейковых тем. Скажем, обмусоливание разъяснения постановления ЦИК о работе агитаторов. Оно никаких новых правоотношений не устанавливает. Это такая же фейковая тема, как и крик о 1,5 миллиона "мёртвых душ" в госреестре. Но все, кто хоть немного разбирается в избирательном процессе, знают, что это абсолютная чушь», – говорит вице-президент Ассоциации народных депутатов Украины, эксперт по избирательному праву Александр Барабаш.
В своём разъяснении части 6 статьи 64 Закона Украины «О выборах Президента Украины» ЦИК ещё раз растолковала нормы, где сказано, что агитаторы работают бесплатно, но им можно компенсировать проезд, расходы на телефон и тому подобное. Однако в разъяснении есть нюанс касательно договоров с юридическими компаниями, которые могут нанимать людей для раздачи агитационных материалов. Он требует дополнительного толкования, чтобы не возникло ситуации, когда нанятых агитаторов будут задерживать за то, что они выражают свою гражданскую позицию, – говорит руководитель политико-правовых программ ОО «Украинский центр общественного развития» Игорь Рейтерович.
«Работа агитаторов с чисто технической превратилась в политико-технологическую. Мы видим войну штабов, которые обвиняют друг друга в подкупе. Уже есть данные о целых системах сбора компромата в ходе выборов. "Выстрелит" ли это во время президентских выборов – неизвестно, но многое уже делается с прицелом на парламентские», – отмечает он.
Политически мотивирована и попытка изменить избирательное законодательство, чтобы расширить полномочия правоохранительных органов, а именно – легализовать «слежку» и «прослушку» кандидатов, – считает адвокат Сергей Лапутько.
«Причисление подкупа избирателей к категории тяжких преступлений, предусмотренное в законопроекте №8270, несёт ряд опасностей. Прежде всего, речь идёт о негласных следственно-розыскных действиях. Это прослушивание телефонов, контроль за корреспонденцией и наружное наблюдение. Право на такие действия имеют СБУ и Министерство внутренних дел. Проект подан Кабмином, из чего можно сделать определённые выводы. Как будет использована собранная негласным способом информация – неизвестно. И без закона за многими кандидатами ведут наружное наблюдение, а так это можно будет делать легально. Это опасно не только для политиков, но и для избирателей», – утверждает он.
Эксперты отмечают, что попытки втянуть правоохранительные органы в политическую игру грозят дискредитацией результатов выборов.
«Сейчас перед нами стоит очень важный вопрос: есть ли жизнь после выборов? 31 марта многие рассматривают как судный день. Вопрос даже не столько в качестве организации и проведения первого тура выборов, сколько в признании и восприятии его результатов гражданами Украины после. Непрерывный компромат, вмешательство силовых органов и превращение их в инструмент политических сил в период избирательной кампании приводит к дальнейшему разочарованию уже «разочарованных» граждан в украинском политикуме и, что ещё более опасно, в государственных институциях», – говорит эксперт-политолог Ярослав Телешун.