Военное положение: быть или не быть

Многие задают вопрос: почему именно сейчас внесены изменения в законодательство Украины о военном положении? Эта новость стала топовой во всех СМИ, как только соответствующий законопроект № 2541 был принят. Однако правды ради стоит сказать, что до сих пор закон Украины «О правовом режиме военного положения» не опубликован на официальном сайте Верховной рады, так как должен еще быть подписан. Его положения можно найти пока только в разделе «Законотворчество» под вышеуказанным номером, - пишет Форбс-Украина.

Нужно ли знакомиться с положениями этого закона обычным людям? Если рассуждать с той точки зрения, что любой гражданин должен знать, что ему можно, а что ему должно – то непременно. С другой стороны: зачем заниматься изучением алгоритма действий, которые возможны, но, по словам президента, имеют очень призрачную перспективу.

Действительно, последние месседжи властей сводятся к тому, что страна занимает исключительно оборонительную позицию, и глава государства видит лишь мирное урегулирование вопроса.

Уже год как мнения по вопросу введения военного положения разделились. Одни считали, что руководство страны неспособно назвать вещи своими именами, признать агрессию России и ввести военное положение, другие же говорили о том, что последствия такого введения негативно отразятся на жизни граждан и страны в целом, поэтому нецелесообразно предпринимать такие шаги.

С принятием вышеуказанного закона де-факто ничего не изменилось, однако возник общественный резонанс. Из своих личных наблюдений могу сказать, что большой процент тех, кто кричал: «следует немедленно назвать АТО войной и ввести военное положение» – после принятия закона начали интересоваться, будут ли у граждан забирать личное имущество, а их самих отправлять рыть окопы?

Неужели кто-то рассчитывал, что введение военного положения никоим образом не отразится на их собственной жизни и именно их конституционные права не будут ограничены? Будут, еще и как. Вот только как избежать перегибов, которые сопровождают нас сплошь и рядом? Ни для кого не секрет, что противоправные действия в отношении имущества граждан осуществляются по обе стороны баррикад.

Если же еще и придать им законную основу, что значит: «забираем, так как необходимо для армии», то где гарантии того, что аппетиты не вырастут до небес? И потом – кому жаловаться и где искать правды? А такой вариант развития событий, увы, возможен.

Также военное положение может быть введено как на отдельных территориях, так и на территории всей Украины. Вот тут много мнений о целесообразности такого режима в стране. По мнению автора, военные администрации, которые могут быть созданы при введении режима военного положения, в реальности уже существуют. Ярким примером тому может служить работа губернатора Луганской области.

Губернатор же Донецкой области, хотя и генерал, не предпринимает каких-либо действий для укрепления позиций в зоне конфликта. Донецкая область, как никакая другая, до сих пор не меняет составы руководства городских администраций. В органах местного самоуправления как был минимальный процент проукраински настроенных чиновников, так и остался. Вся работа держится в основном на активистах общественных организаций и движений. Например, только они устраивают митинги в поддержку Надежды Савченко.

Введение военного положения на территории Донецкой и Луганской областей послужит запретом на митинги и мирные собрания, что значительно ограничит деятельность и работу украинских патриотов в тех местностях, где она жизненно необходима. Ведь пропаганда там велась столько лет и таким образом, что вытравить из сознания людей очень многие стереотипы можно лишь длительной кропотливой работой, а порой – и вообще невозможно.

Правовой режим военного положения предусматривает не только ограничение конституционных прав граждан, но и еще один интересный аспект: на время его введения не могут быть сменены правительство, президент и парламент. И вот тут страсти разгорелись похлеще шекспировских.

Каждый из политиков считает, что он достоин и справится, но почему-то не справятся другие, хотя институт импичмента президенту в украинском законодательстве все так же отсутствует. Распустить парламент – дело сложное, практически невыполнимое при нынешних условиях. Да и с тотальной экономией в стране никто не пойдет на проведение новых парламентских выборов.

В данной ситуации самым уязвимым оказался Кабинет министров: ответственность у членов правительства более персонифицирована, чем у депутатов Верховной рады.

Так почему же президент решил подать на рассмотрение Верховной раде такой законопроект, и почему именно сейчас? Так сложилось исторически, что украинский политикум всегда «долго запрягает». Законодатель, в большинстве своем, реагирует принятием законов на уже сложившиеся правоотношения, но никогда не предвосхищает событий. Сейчас же, говоря, что военное положение введено не будет, прописывает его правовой режим. При этом алгоритм действий еще должен быть урегулирован подзаконными нормативными актами и локальными документами различных министерств и ведомств.