Все мэры Днепра: третий городской голова Петр Башмаков

Мы продолжаем вспоминать истории жизни наших руководителей: кем они были и как управляли городом на Днепре. С 1787 года до наших дней… 

ТРЕТИЙ «МЭР» РУКОВОДИЛ ДВА ГОДА, НО ДЕПУТАТСТВОВАЛ ДЕСЯТЬ ЛЕТ

Петр Иванович Башмаков был третьим городским головой Екатеринослава. Он занимал эту должность с 1794 по 1796 годы. Срок, в общем-то, небольшой, если учесть, что его предшественник Дмитрий Горяинов занимал должность три раза (1791–1794, 1797–1800 и 1811–1812 годы). Также остается загадкой, почему третий городской голова отслужил на своем посту не трехлетие, а только два года: в 1796 г. его сменил Григорий Кустов.
Как и о первых двух городских головах Иване Шевелеве и Дмитрии Горяинове, о Петре Башмакове сохранилось крайне мало исторических сведений. Нет даты рождения и смерти. Увы, нет и портрета.

П.И. Башмаков повторил тенденцию, по которой все городские головы Екатеринослава за первое столетие происходили из купеческого сословия. Башмаков был купцом II-й гильдии и одним из самых зажиточных горожан. Служил гласным городской Думы (аналог депутата) в 1791–1794 и 1797–1800 годах.

Как свидетельствуют документы, Петр Башмаков был местным купцом, выдвинувшимся еще в первом Екатеринославе Кильченском, основанном в 1776 г. на левом берегу Днепра. Впервые Петр Башмаков упоминается в документах за 1787 год. В том году он был избран городовым старостой, ведавшим финансово-распорядительной частью городского самоуправления. Община города выбрала «торгующаго в Новоселице здешняго купца» Петра Башмакова, «состояния хорошаго и достойнаго ко исправлению той должности». То есть Башмаков уже хорошо зарекомендовал себя, торговал в Новоселице (ныне Новомосковск).

В 1791 г., при втором городском голове Дмитрии Горяинове, он был избран гласным общей Городской Думы Екатеринослава и стал членом Шестигласной Думы (аналог горисполкома). С этого момента бросается в глаза, что судьба П.И. Башмакова тесно переплетается с судьбой предыдущего «мэра» Д.Е. Горяинова. Он является членом Шестигласной Думы (исполкома) при Горяинове с 1791 по 1794 годы, затем сам становится городским головой. Потом «уходит в тень» и затем снова всплывает в качестве члена Шестигласной Думы с 1797 по 1800 годы, когда городским головой был снова тот же Д.Е. Горяинов. Эти факты заставляют думать, что Башмаков был одним из самых доверенных лиц Горяинова. Возможно, у них даже существовали общие бизнес-интересы, как сказали бы сегодня.

ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА ВСЯЧЕСКИ РАЗВИВАЛ ТОРГОВЛЮ  И ПРОСИЛ ДЕНЕГ ИЗ СТОЛИЦЫ

Петр Башмаков и купеческая элита, как могли, поддерживали на плаву ранний Екатеринослав. В середине 1790-х годов город на правом берегу Днепра начал активно строиться, шло распределение участков в соответствии с генеральным планом архитектора Ивана Старова 1792 г. С 1794 г., как раз во время каденции П.И. Башмакова, в Екатеринославе началось размещение огромного комплекса фабрик (суконной и шелково-чулочной). Комплекс существовал по 1837 г., к настоящему времени сохранилось только одно здание – бывший хлебозавод №1 (просп. Яворницкого, 106), построен в 1825 г. Как раз в период каденции П.И. Башмакова был устроен деревянный наплавной мост через Днепр, который почти сто лет являлся единственной переправой.



Будучи еще гласным городской Думы, Башмаков подписал вместе с головой Д.Е. Горяиновым постановление от 21 июня (2 июля) 1792 г. В нем элита города просила наместника «о формальном отмежевании здешнему губернскому городу Екатеринославу принадлежащей под выгон земли», то есть закрепить за городом его земли, дать четкий план и межевые книги.
Средств на развитие города катастрофически не хватало. Городской бюджет практически не существовал, а была «добровольная раскладка» из числа зажиточных членов местного купечества. Сохранилась «Ведомость Екатеринославской градской общей думы о приходе и расходе» на 1795 год, подписанная П.И. Башмаковым. Приход составлял «смешную» сумму 1471 рубль 56 коп., а расход – 1632 рубля 35 коп., дефицит городского бюджета составлял 160 рублей 79 коп.

Показательная история произошла в 1793–1794 годах. Губернатор В.В. Коховский потребовал от городской Думы отчетность по исполнению бюджета. Дума отвечала, что «в сборе доходов не было и ныне нет, а есть добровольная складка, отчетом по которой никому кроме своего общества она не обязана». В городе не было денег даже на… богадельню, которую хотел устроить губернатор. Поэтому Коховский сделал «предложение» городскому голове П.И. Башмакову. Тот особыми повестками пригласил екатеринославских купцов на совещание. Интересно звучал текст повестки: «Благоволить оное градское купеческое общество явиться завтрашняго числа (16 сентября 1794 г.) по полуночи в градскую думу для некоторых надобностей в 8 часов непременно». В результате на совещании из купцов «выжали» на богадельню сумму 256 рублей 25 коп.

В марте 1796 г. П.И. Башмаков, а также наиболее влиятельные гласные задумали своеобразную авантюру: направить в Санкт-Петербург прошение о выделении городу Екатеринославу ссуды в 200 тысяч рублей на 10 лет без процентов и об освобождении домов горожан от постоя войск. Сумма очень внушительная по тем временам. Документ предназначался не кому-нибудь, а императрице Екатерине II. Видимо, городская элита сделала ставку на то, что императрица окажет материальную помощь городу, названному в ее честь. По неизвестным причинам документ этот не был отправлен в Санкт-Петербург и никаких последствий не имел. Вероятно, его «застопорил» на месте губернатор.

П.И. Башмаков всячески поддерживал линию своего соратника и также «мэра» Д.Е. Горяинова и проявлял себя покровителем местного купечества. Даже когда П.И. Башмаков перестал быть головой, его подпись стоит второй после подписи головы Д. Горяинова на многих документах городской Думы 1790-х годов. Например, это постановление Думы от 8 (19) марта 1798 г. об упорядочении торговли в городе, где были детально прописаны торгово-гостиничные заведения (трактиры и герберги), определены виды предоставляемых услуг и продаваемые товары. Это и важное постановление Думы насчет упорядочения финансовой отчетности в городе от 13 (24) января 1798 г. Было приказано «зделать и иметь в сей Думе за шнуром и печатью три книги». В первую книгу внесли «всех торгующих и промышляющих в городе иногородних купцов и другого звания людей поименно» и обложили их окладом; во вторую «записывать все приходы с онаго оклада»; а в третью книгу записывать расходы. Этим же решением был введен жесткий контроль над движением товаров и средств на городских ярмарках.

КУПЕЦ-ВОРОТИЛА ОСНОВАЛ ЗНАМЕНИТУЮ ДИНАСТИЮ

Фамилия Башмаков со временем исчезла и из исторических хроник. Куда подевались Башмаковы в Екатеринославе? Загадки здесь нет. Речь идет о перемене фамилии в связи с наследованием по женской линии.

Оказалось, что П.И. Башмаков стал родоначальником одной из самых купеческих династий Екатеринослава – Ефановых. Информация об этом была опубликована в 1887 г. на страницах газеты «Екатеринославский юбилейный листок». Там сказано, что «Петр Иванович Башмаков… имел в городе едва ли не самую обширную по тогдашнему времени мануфак¬турную торговлю. Дочь этого Башмакова, по смерти отца своего, вышла замуж за Ивана Андреевича Ефанова, слу¬жившего до того времени в мануфактурном же магазине Киселева. Брак этот состоялся приблизительно около 1823 г. и тогда же открылась самостоятельная мануфактур¬ная торговля И.А. Ефанова, перешедшая с 1852 г. к жене его Т.П. Ефановой, а с 1866 г. – к К. и А. Ефановым, и только с 1874 г. стала быть одного Андрея Ивановича Ефанова, как существует и до сих пор. В течение 64 лет фирма эта стояла твердо и ничем не колебала доверия к себе. По всей вероятности, это самая старая мануфактурная торговля в городе». Фирма Ефановых благополучно просуществовала до революции 1917 г.

ТРЕТИЙ «МЭР» НА ПЕНСИИ ЗАСЕДАЛ В УГОЛОВНОМ СУДЕ

Побывав городским головой, Башмаков в 1797–1800 годах продолжал оставаться гласным и членом Шестигласной Думы (исполкома). На этой должности Башмаков заслужил «Похвальный лист», выданный 1 марта 1800 г. «от общества граждан губернского города», то есть от городской общины. В документе сказано, что П.И. Башмаков «продолжал службу с 9 августа 1797-го года в сем звании по ныне добропорядочно и безпорочно, прилагая старание по долгу своему об общей пользе и выгодах; чем и заслужил себе похвалу и в градском обществе после бывших в градской думе первое место». Это говорит о том, что по авторитету это был первый человек в городской Думе.

Судя по всему, создав успешный бизнес и успев побывать городским головой Екатеринослава, Петр Башмаков даже «на пенсии» продолжал заниматься активной общественной деятельностью. В 1806 г. П.И. Башмаков упоминается как член Екатеринославской Палаты уголовного суда (всего в нее входили шесть человек и секретарь). Башмаков называется в документах «именитый гражданин» и один из двух заседателей от «гражданства», т.е. от городского населения. Сохранился «Аттестат» П.И. Башмакова, данный ему 26 марта 1806 г., о том, что он был избран в 1803 г. на три года в Палату уголовного суда. Тут сказано, что Башмаков за 3 года «продолжал служение… с усердием и отменным в делах понятием, при добропорядочном всегда поведении». Поэтому в 1806 г. Башмаков был переизбран в ту же палату еще на три года. Сказано, что он «заслуживает по справедливости особенного от начальства уважения». После 1806 г. П.И. Башмаков в сохранившихся документах не упоминается. Вероятно, это было связано с его смертью.

Третий городской голова Петр Башмаков вошел в историю как влиятельный купец, родоначальник известной династии, покровитель торговли, человек, много сделавший для развития любимого города.

Максим Кавун