"Запорожцу" - 60: что вы знаете об украинской легенде (Фото)

1 октября 60 лет назад началась эпоха микролитражных украинских автомобилей. С конвейера вышел первый «Запорожец» - ЗАЗ-965. В честь этого юбилея, в Украине провели автопробег и приготовили торт в виде "Горбатого".

В четверг, 1 октября наша страна и все почитатели детища автоЗАЗ, отметили юбилей, праздновали в тесном кругу владельцев “Запорожцев”. А вот сотрудники музея “Фаэтон” заказали торт в виде мини-версии “горбатого”, а по центральному проспекту Соборному провели автопробег, в котором приняли участие около 20 автомобилистов.

С чего все начиналось

Прототипом «Запорожца» является итальянский “Фиат-600”. Автомобиль изначально разрабатывался на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА).

На первых образцах ставили мотоциклетные моторы, которые устанавливались на тяжелые мотоциклы УРАЛ. Когда объективно подошли к возможностям московского завода, поняли, что еще одну модель они не потянут, мощностей не хватало. Нужен был другой двигатель. Начали искать, какой же завод подойдет под производство автомобилей. “Коммунар” на тот момент был заводом сельхозтехники, подошел по всем параметрам, а мелитопольский моторный завод начал осваивать автомобильный мотор.

"С 1958 года в Запорожье начали приезжать специалисты горьковского автопрома и всего за 1,5 года (это рекордные сроки) наш завод перепрофилировался в автомобильное предприятие. В результате, в 1960 году “Коммунар” выпустил советский малолитражный народный автомобиль под названием “Запорожец” (ЗАЗ 965)", - рассказывает сотрудник музея “Фаэтон” Семен Мушер.

Тогда из-за необычной формы кузова автомобиль получил прозвище “горбатый”. Он пришелся по душе людям, цена его была доступной. Сегодня в интернете можно найти информацию о том, что цена Запорожца была равна цене тысячи бутылок водки. Впрочем, в “Фаэтоне” говорят, что это не совсем корректное сравнение.

"Это миф. Критерий цены заключался в размере заработной платы среднего специалиста, инженера, например. Цена не должна была превышать 10 зарплат. “Запорожец” продавался не только внутри страны, но и на экспорт, его закупали многие страны. Правда, на экспорт он шел под именем “Ялта” и в более дорогой комплектации: наружные зеркала, двухцветная окраска кузова, дополнительные молдинги, радиоприемник и пепельница - всего этого в бюджетной версии не было", - рассказывает Мушер, показывая “Ялту”.

Экспортная версия "Горбатого" выглядит и по нынешним меркам довольно эксцентрично, а в тогдашние временя, за таким автомобилем выстраивалась очередь автолюбителей.

В советские времена, было принято демонстрировать новую технику в Кремле. “Запорожец” не стал исключением. Его возили на одобрение тогдашнему “вождю” Никите Хрущеву.

“Хрущев одобрил автомобиль. Да, были замечания по поводу того, что автомобиль двухдверный и, возможно, тесноват, но в общем, автомобиль понравился. Один экземпляр остался в Москве, а второй - вернулся в Запорожье. Но сегодня его в нашем городе нет”, - добавляет Семен Мушер. 

“Горбатенький” автомобиль мог разогнаться до 90 км/ч. Проходимость автомобиля повышало то, что двигатель был установлен сзади, а вот к тому, что двери открывались навстречу движению, нужно было привыкнуть.

“Есть такое понятие, как автомобильная мода. Она всегда была. Самое важное - этот автомобиль был на порядок лучше, чем мотоколяски, которые выпускал Серпуховский завод. “Запорожец” был более комфортабельным и более мощным. И еще один важный момент - “Коммунар” выпускал серийно порядка 6 модификаций для людей с инвалидностью, могли даже изготавливать под заказ, учитывая особенности человека. Были госзаказы, автомобили не продавали, а выдавали людям с ограниченными возможностями. Кроме нашего завода ни одно автомобильное предприятие в СССР не выпускало серийно машины для людей с инвалидностью”, - говорят в музее.

ЗАЗ-965 - снимался в фильмах “Королева бензоколонки”, “Три плюс два”, “Сыщик”. Он “засветился” в мультфильме “Зима в Простоквашино” и “Ну, погоди!”.

Английский журналист Джереми Кларксон, ведущий телевизионного шоу «Top Gear» снял ролик о “Запорожце”, в котором высмеял люк в полу автомобиля. Мол, сделали его для того, чтобы рыбу ловить можно было. У сотрудников “Фаэтона” этот ролик вызвал возмущения, а факт про рыбалку и люк они назвали “чушью”. “Это технологический люк”, - объяснили в музее. 

“Горбатые” автомобили со временем заменили “Ушастые” (ЗАЗ-968) и “Эмки” - модернизированный ЗАЗ-968М. Они были оснащены более мощным двигателем, чувствовали себя устойчивее на дорогах, имели габариты побольше и салон повместительнее. Последний “Запорожец” сошел с конвейера 15 июня 1994 года. Он также есть здесь, в “Фаэтоне”. 

“Я много проехал на ЗАЗ-968М. Меня в нем все устраивало. Вместе с семьей на нем путешествовали”, - вспоминает Семен Мушер.

В запорожском музее “горбатый” представлен в трех экземплярах: предсерийная версия, ЗАЗ-965 и экспортная версия ЗАЗ-965АЭ «Jalta» («Ялта») или «Eliette».

Читайте также: Топ-10 самых больших секретов СССР