Жена погибшего днепропетровского героя полгода судится с государством

Жена добровольца, погибшего на Донбассе, Ольга Петрушова за официальное признание своего мужа участником боевых действий борется более полугода. Женщина подала несколько заявлений в органы власти и везде - отказ.

Рассказывает: ее 46-летний муж, Александр Петрушов - бывший военный-афганец, участник Евромайдана. После начала боевых действий на Донбассе пошел добровольцем в «ДУК «Правый сектор», ведь в военкомате его отказались взять в армию по состоянию здоровья.

12 августа 2014 автобус, в котором ехал доброволец со своими товарищами на выполнение боевой задачи попал в засаду - вооруженные сепаратисты расстреляли машину на блокпосту в Марьинке, на окраине Донецка, Александр погиб.

То, что ее муж имеет право на посмертное присвоение статуса участника АТО, Ольга Петрушова доказала уже в двух днепропетровских судах. Однако межведомственная комиссия по вопросам присвоения такого статуса в Киеве ответила отказом. Теперь женщина пытается доказать свою правоту в третий раз - в Днепропетровском окружном административном суде. Добиться от государства признания, что человек погиб именно во время боевых действий на Донбассе очень важно для семьи.

«Конечно, это важно, ведь человек положил жизнь, отдал жизнь за идею, за Украину. А теперь Украина отказывается от него », - говорит жена погибшего бойца.

Ответчиком в этом процессе выступают сразу несколько государственных структур: Межведомственная комиссия по вопросам рассмотрения материалов о признании участниками боевых действий при Госслужбе по делам ветеранов войны и участников АТО (по требованиям истца, должен предоставить статус), правительство и Минсоцполитики, которые, по требованиям истца , обязаны разработать механизм соцзащиты членов семей погибших добровольцев.

На первое судебное заседание, которое состоялось во вторник, представители ведомства не появились. Зато судья зачитала письменных документ от межведомственной комиссии: в нем говорится о том, что Ольге Петрушевой в получении статуса участника АТО для ее мужа не отказывали, лишь предоставили разъяснения, почему это невозможно, учитывая действующее законодательство.

Ранее, в ходе заседания Амур-Нижнеднепровский районный суд, представители государственных учреждений высказывали сомнения в том, что статус участника АТО может быть присвоен посмертно.

Адвокат жены погибшего Юлия Пашковская отмечает: даже те изменения в законодательство, которые украинский парламент принял в апреле, не решают проблему с присвоением статуса для бойцов формирований, участвовавших в военных действиях на Донбассе и не вошли в состав структур МВД и Минобороны. Сейчас юрист на безвозмездной основе ведет дела еще пяти семей погибших добровольцев, которые оказались в подобной ситуации. По мнению адвоката, именно государственные структуры, а не волонтеры или общественные организации должны инициировать поправки в законодательство, чтобы решить проблему.

«Отписка в том, что нет закона. Закон принимается-принимается, а когда он будет принят, неизвестно. И неизвестно, будет ли он регулировать именно эти моменты. Для меня это непонятно. Была фраза - «отсутствие правовых оснований». Так, кроме законодательных оснований, у нас есть еще аналогия закона и аналогия права. И если вы посажены в эту комиссию, в эту государственную службу, так делайте то, продвигайте это, чтобы были эти самые «правовые основания», - говорит адвокат.

Между тем в Объединенном штабе добровольческих сил, представители которого участвуют в суде, заявляют: урегулирование вопроса ожидают не менее ста семей павших бойцов. Представитель штаба Андрей Чечель говорит: проблему «заговорили».

«В производстве на сегодняшний день около ста дел добровольцев, погибших, которые ранены. Мы выиграем суды и передаем потом в комиссию, а комиссия это тормозит », - отмечает доброволец.

Очередное заседание суда по этому делу назначено на 5 мая. Его ожидают представителей государственных органов власти, являются ответчиками.

По состоянию на 24 марта, по данным Минобороны, статус участника боевых действий на востоке Украины получили более 22 000 человек