Жителей Краснополья травят ядовитыми химикатами
Здоровье жителей поселка зависит от ответственности директоров трех промышленных предприятий. Год назад уже показивали властям и правоохранителям, что экологические проблемы Краснополья требуют немедленного решения…
Немного истории
Заняться этой темой год назад заставил случай: прямо на дорогу вблизи жилых домов КАМАЗ слил восемь огромных канистр химической жидкости. Искусственный туман в тот день стоял до вечера, а жидкость прожигала пластиковые бамперы проходящих легковушек. Грунт, набранный экологами для анализа, прожег покрытие на стеллажах в лаборатории. А местных жителей весь день беспокоили головные боли. Машина-нарушитель была взята в аренду предприятием «Инкод», генпоставщиком «Весты», занимающимся производством и утилизацией аккумуляторов.
Рядом располагается второй завод — «Альбатрос». Он делает металлочерепицу, элементы фасадов и бумажную продукцию. Ну и через балку – огромный Южмаш с его пресловутой «соткой». Но первые два предприятия расположены практически впритык к жилым домам.
Жители выступали против этого строительства. Рассказывают, как обивали пороги инстанций и в ответ им клятвенно пообещали скрупулезно соблюдать требования экологического законодательства. Но полноценная экологическая защита стоит дорого, не каждый хозяин завода согласиться платить такие деньги за чужое здоровье.
Год назад мы обнаружили, что в пяти минутах ходьбы от озера, расположенного в примыкающем к поселку овраге, по склону выходит «ничейный» железобетонный коллектор, из которого периодически стекает густая бело-серая жидкость, а в воздухе в эти моменты стоит явный и резкий запах химии.
К трубе выезжали сотрудники городского управления экологии, взяли пробы грунта и жидкости, передали их в лабораторию КП «Днепрводоканал» и институт экологии. Результаты показали превышение ПДК по сухому остатку, меди и никелю, по фосфатам, марганцу, аммонию, нитритам. Жидкость, по сути, содержит едва ли не всю таблицу Менделеева.
Один из работников «Альбатроса» говорил нам, что коллектор принадлежит именно этому предприятию. Содержимое первых осмотренных нами колодцев эту версию подтвердило — были четко видны остатки размокшей макулатуры. Другие старожилы поселка утверждали, что в коллектор также врезаны стоки аккумуляторного производства. Узнать наверняка возможным не представлялось: ну не экскаватор же в самом деле брать журналисту, чтобы раскапывать коллектор? Мы рассчитывали на помощь власти, взывали к правоохранительным органам. Правоохранители пообещали разобраться, но… За прошедший год милиция так и не дорасследовала дело по факту сброса химии на дороге и по факту сброса стоков в озеро.
- О подозрении в совершении преступления никому не сообщалось, мера пресечения избрана не была, — сообщил мне на днях и.о. первого замначальника МВД области Панчук. – А сведения досудебного расследования можно сообщать лишь с разрешения следователя или прокурора.
Новая химатака
Если честно, не получив поддержки со стороны контролирующих структур, мы махнули рукой, устав бороться с ветряными мельницами. А сегодня тема к нам вернулась, но уже в другом виде: отходы начали сливать прямо на… лужайку и возле забора «Альбатроса» образовалось целое озеро.
- Явно видны островки из макулатуры, которую «Альбатрос» перерабатывает на туалетную бумагу. Жидкость льется из-за заводского забора. Или завод скажет, что это мы им под забор ее вылили? – возмущается местное население.
Люди говорят, что сбросы осуществляются на протяжении двух последних месяцев. Когда они происходят (по словам жителей, едва ли не каждый день) – вокруг становится тяжелее дышать.
— Десять лет назад мы добились, чтобы вырытый «Альбатросом» ров, куда они сбрасывали свои отходы, зарыли. Мы просили: заключите, как того требует закон, договор на отведение стоков. Нет, они начали сбрасывать в озеро. А теперь вот это, – возмущаются жители. – Ей-богу, скоро за ружья схватимся!
На «Альбатросе» сменилось руководство. Директорский кабинет вместо Сергея Кацюбы занял Дмитрий Алексеенко, который, кстати, на прошедших президентских выборах был доверенным лицом Василия Цушко. Я позвонила в приемную Алексеенко.
— Хотелось бы узнать, по какой причине «Альбатрос» сливает стоки прямо на улицу и когда это прекратится, — говорю секретарю.
Она не ответила, но записала мой номер телефона, пообещав: «Дмитрий Григорьевич с вами свяжется». Не связался. Звоню еще раз.
— Я все передала руководителю. Он сказал, что перезвонит вам, — сообщила мне секретарь. – Не звонил?
Не звонил. И что-то мне подсказывает, что не позвонит. Ошибаюсь? В Красногвардейском райсовете, услышав информацию о том, что прошлогодняя проверка правоохранителей завершилась ничем, удивились.
— Насколько нам известно, «Альбатрос» таки оштрафовали. И ЮМЗ, на территории которого завод находится. Но вам лучше уточнить эту информацию в прокуратуре, — говорят мне.
Странно однако. Если штраф за нарушение был выписан, почему об этом не знает сама милиция, которая вела расследование?
— Обращение на нас жители не писали, мы не знали о новом инциденте, — говорят в райсовете. – Если помните, мы и о прошлом ЧП из СМИ узнали, потому что никто не обращался с жалобой.
Да, знаю. В помощи властей люди разуверились. Правильно это или нет, рассуждать излишне. Нужно решать сегодняшнюю ситуацию. Не пишут жалобу жители? Значит, напишем мы.
— Насколько опасны эти отходы — это уже второй вопрос, на него должно быть экспертное заключение. Мы говорим не об этом, а о том, что отходы не утилизировались и не утилизируются. И все органы контроля, к которым мы обращались год назад, спихивали ответственность друг на друга, в итоге порядок так и не навели. Пожурили, закрыли трубы, все вроде бы красиво. Но сейчас мы получили новое озеро с отходами. Они должны быть утилизированы — и точка, — говорит председатель общественной организации «За право жителей на экологическую безопасность» Наталья Кожина. — И этим в первую очередь должны заниматься контролирующие органы, а не пресса, общественники и жители!
Источник