Звуки войны: капеллан из США рассказал о преодолении посттравматического синдрома
11 ноября в ДнепрОГА состоялась встреча военных, семей погибших бойцов, волонтеров и активистов с полковником ВВС США в отставке, капелланом Робертом Хиксом.
«Сегодня в моей стране особенный день – в США День ветеранов. Для меня большая честь быть с вами. То, о чем мы будем говорить, называют термином "моральная травма".
После 16-ти лет войны в Ираке и Афганистане продолжаем видеть множество проблем с нашими ветеранами, солдатами, прошедшими войну. Несмотря на то, что им оказывается очень хорошая психологическая помощь со стороны врачей, увеличивается количество посттравматических синдромов. Наверное, мы не до конца понимаем, что такое война, поскольку те методы, которыми мы реабилитируем наших бойцов, не в полной мере способствуют их выздоровлению», - сказал Роберт Хикс.
Моральная травма – это тип нарушения глубоких убеждений человека, моральной сущности, насилие над моральным кодом и совестью. Часто такие травмы называют "невидимыми ранами войны".
«Всю жизнь я работал с воздушными силами, поэтому часто консультировал пилотов. Один из них вспоминал, как летел над Ефратом и заметил вражеский военный корабль, который навел прицел на самолет.
Пилот открыл ответный огонь, после чего наблюдал, как солдаты прыгают в воду, пытаясь спастись. Корабль взорвался. Военные силы научили обращаться с оружием, находить цель, но никто не учил, что он будет чувствовать, когда убьет человека», - рассказал Хикс.
Принципы ведения военных действий основываются на том, что убийство во время боя – это не убийство. Во время войны человека называют целью, которую нужно уничтожить. Это всего лишь враг. Никто не знает, как смотреть в лицо убитого, как осознавать вину в гибели гражданского населения. Никто не может предотвратить нарушения психики.
Крайне сложно определить, что возникает раньше: моральные травмы – от посттравматического синдрома или наоборот - ребята приезжают на боевые задания уже с синдромом войны, что дальше только усугубляет процесс психологической диструкции. Капелланы и психологи приходят к сотрудничеству, хотя и действуют по разным моделям.
Медики определяют диагноз и назначают лечение, а капелланы меняют убеждения путем религиозных традиций. Первые работают с дисфункцией, вторые – с чувством вины и необходимостью прощения.
Предпринимают также превентивные меры: восстанавливают реалистичное мировоззрение, дают установку не убивать невинных и не брать никаких трофеев с поля боя.
Человека, познавшего войну, хотят увидеть целостным. Запах вооружения, крови, звуки войны остаются в сознании. Память не стирается, если бы она исцелялась, никто не смог бы помочь солдатам в их боли, а осознание произошедшего не предотвращало бы конфликты.
Миссия капеллана, по словам Роберта Хигса, заключается в том, чтобы воздать почести погибшим, заботиться о раненых и укреплять живых. Ее роль – обеспечить заботу нуждающимся.
«Я помогаю людям прожить еще один день. Они никогда не возвращаются в первоначальное состояние. Нужно восстанавливать в них искусство быть человеком и налаживать мир», - подчеркнул капеллан.