Что изменит подписанный Порошенко закон о выборах
Создается впечатление, что для подготовки закона о местных выборах Верховная Рада взяла за основу не лучший образец российского законодательства
Анализ закона показывает, что он попросту консервирует существующую политическую систему. Каковы основные его изъяны?
Во-первых, дискриминационный проходной барьер. 5% для большинства новых политических сил является непреодолимым, даже в масштабах областного центра.
Во-вторых, закон, по сути, узаконивает «партийное рабство». Предположим, у нас есть достойный кандидат, пользующийся поддержкой в своем регионе. Теперь он может пойти на выборы только в составе уже существующей политической силы, а значит, будет вынужден договариваться с ее руководством. Даже если они придут к взаимопониманию, то в дальнейшем, какова бы не была поддержка этого политика избирателями, он будет вынужден действовать и голосовать так, как скажет это руководство, в противном случае его могут без особых трудностей лишить мандата.
Да и сам по себе закон будет порождать многочисленные конфликты. Как объяснить людям, что их кандидат набрал 50% голосов в регионе, но не станет депутатом, поскольку проиграла его партия, а вместо него пройдет тот, кто получил меньше поддержки на местах, зато партию выбрал «верно»? Кроме того, закон может породить проблему недопредставительства – некоторые округа могут остаться без депутатов.
Если оглядываться на опыт кампании в Санкт-Петербурге в 2011 году, то там, с учетом небольшого размера округов возник соблазн «зачем агитировать, если можно купить?». В коррупцию тогда ударилось даже респектабельное «Яблоко», да и в целом выборы сопровождались многочисленными скандалами. Так что закон дает преференции крупным партиям, админресурсу и большим деньгам.
Лично мне старая система, при всех ее изъянах и скупке голосов представлялась более подходящей, поскольку проблему скупки голосов новый закон все равно не решает. Конечно, более справедливой была бы несколько иная система, по-настоящему открытая: если бы территория города (для примера возьмем, скажем, Днепропетровск или Запорожье), на которую выделяется восемьдесят мандатов, разбивалась на десять округов, и каждый округ получал бы восемь мандатов. Таким образом, жители каждого округа могли бы действительно выбрать тех, кто их устраивает, не опасаясь, что большая часть мандатов уйдет другому району.
Сейчас же выборы будут проходить по советской схеме «Или покупай, или уходи». Единственное, на что способен этот закон – законсервировать нынешний расклад в местных советах.