Десантникам 79-й бригады ВДВ не дали статус участников боевых действий
С негодующими десантниками, стоявшими за Изварино и Саур-Могилу, решили говорить по телефону горячей линии.
Десантники из 79-й бригады ВДВ, среди которых есть и призванные из Днепра и Запорожья еще в первую волну, со дня на день ждут демобилизации, которая положена отслужившим год в зоне АТО. Большинство бойцов бригады уже в расположении части в Николаеве, но часть солдат все еще на боевых дежурствах в зоне АТО. Они предполагают, что демобилизацию тормозят намеренно.
«Мы были на 1-й линии АТО в нескольких километрах от донецкого аэропорта. Нас было чуть больше сотни, 30 раненых увезли в госпиталь, а нас оставили на 3-й линии АТО, здесь мы уже месяц дежурим на блокпостах. А на днях поступила команда вернуть нас на 1-ю линию обороны, хотя дембель уже на носу. К тому же каждый лишний день тут — это повод уволить нас с работы дома, ведь рабочее место сохраняется за нами ровно год», — переживает один из десантников.
Солдаты, боровшиеся за Изварино и Саур-Могилу, подозревают, что армия просто не хочет прощаться с опытными бойцами. «Нам так и сказали, что в нас вложено много денег, ресурсов и времени. Действительно, на полигонах если раньше стрельба из ПТУРа (противотанковое орудие) была событием, то мы на учениях делали из них сотни выстрелов. Говорят, что каждый такой залп обходится в 72 тыс. грн. Даже если нас вовремя отпустят домой, то с большой вероятностью в августе мы снова получим повестки», — рассказывают бойцы на условиях анонимности.
Также у бойцов не решен вопрос с получением статуса участника боевых действий (УБД). По их словам, необходимые документы ребята сдали еще в конце декабря, но статус еще не присвоен. «А недавно мы выяснили, что наш выезд в зону АТО нигде не зафиксирован. Финчасть сказала, что приказа не было, и на премию в 1000 грн за каждый день на передовой мы рассчитывать не можем», — говорит один из солдат.
По словам спикера Генштаба ВСУ Владислава Селезнева, вопрос о будущих перемещениях десантники должны задавать своему комбригу сами, журналистам же информацию с секретным доступом никто не даст. «Касательно демобилизации им нужно узнавать у командиров подразделений, потому что есть нормативная база, где абсолютно четко регламентируется порядок прохождения службы», — говорит Селезнев. В МО добавляют, что ротацию будут проводить постепенно, а солдат могут задерживать, пока не подготовят им смену.
Ближайшее заседание комиссии, которая присваивает статус УБД, будет 12 марта. «Проверяют законность поданных командирами документов. Всего статус получили около 8500 человек, еще примерно 3600 дел на рассмотрении. Это процесс длительный. Что касается денежных выплат за участие в боевых действиях, то они осуществляются на основании журнала боевых действий, боевых распоряжений. Инструкция, которая определяет их порядок, гласит, что за минувший месяц платят в текущем до 20 числа. Выплаты были введены с 1 февраля, значит, заплатить должны до 20 марта. В бюджете МО деньги на это заложены», — объяснил Владислав Селезнев.
С жалобами — на горячую линию
Еще одна проблема, о которой говорят солдаты 79-й бригады, — «лишнее» оружие, за которое они отвечают: «Когда мы в августе вернулись на ротацию, то сдали свои автоматы. А в части документы о приеме оружия потеряли, так что формально оно все еще числится на нас. Нам грозит уголовная ответственность».
«Солдаты должны написать рапорт, на основании которого будет проведено служебное расследование. Это находится в компетенции военной прокуратуры и военной службы правопорядка. Также на сайте Минобороны есть список телефонов доверия и горячих линий, куда могут позвонить солдаты и спросить, как действовать в подобной ситуации», — говорит Владислав Селезнев.
Ярослав Маркин, Вести