Десять лет обогащения Ахметова и Фирташа

В июне 2005 года, после Оранжевой революции, Верховная Рада приняла закон "О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса", пишет "Экономическая правда".

Состав того парламента был еще "дореволюционный", хотя бывшие провластные фракции немного потеряли вес.

Среди авторов были Владимир Бронников и Олег Панасовский из Партии регионов, Валентина Семенюк с СПУ и Вадим Литвин из "Нашей Украины".

Уже через полгода после Майдана "нашеукраинцы" и "регионалы" объединились, чтобы заложить бомбу замедленного действия в украинскую экономику.

Сейчас эти фамилии (кроме, наверное, Валентины Семенюк, которая погибла), никому ничего не скажут, а дело их живет.

Результаты голосования за этот закон в 2005 году можно посмотреть здесь .

Ни одного голоса не дали БЮТ, СПУ (несмотря на то, что Семенюк соавтор) и КПУ. "Наша Украина", Партия регионов, "литвиновцы" и другие успешно приняли закон.

Суть его проста. Как говорит пояснительная записка к проекту, предприятия ТЭК на тот момент находились в кризисе, накопили огромные долги и без поддержки государства не смогли бы выжить. Несмотря на то, что их владельцы покупали за десятки миллионов долларов бразильцев в собственные футбольные клубы.

Именно поэтому предлагался "комплекс мероприятий, направленных на улучшение финансового положения предприятий ТЭК". Для их применения предприятия подают документы, подтверждающие наличие задолженности, и решением Минтопэнерго вносятся в специальный реестр.

Закон предусматривал такие ключевые мероприятия.
1. Запрет судам выносить приговоры в отношении предприятий ТЭК относительно их задолженности и, соответственно, их кредиторам обращаться в суд по этому вопросу.
2. Остановка исполнительных производств в отношении предприятий ТЭК относительно их задолженности.
3. Оплата частями налогового долга предприятий ТЭК в течение 20 лет без индексации долга с отсрочкой на первые два года.
4. Установление Кабмином специальной надбавки к тарифам на электроэнергию, газ, услуги по их передаче и транспортировки "с целью реструктуризации задолженности предприятий ТЭК". Фактически их долг лег на плечи потребителей.

Что в совокупности? Предприятия ТЭК в вопросе возвращения долгов выводятся из-под действия украинского судопроизводства, исполнительной службы и правовой системы в целом.

Подать в суд за невозвращение долга на них нельзя, все действующие судебные производства останавливаются, как и исполнительные производства по принудительному взысканию долгов по принятым судебным решениям.

Кроме того, налоговый долг государству можно не платить. Выплата долга частями в течение 20 лет без индексации именно это и предполагает. Один миллион гривен сейчас и через 20 лет с учетом инфляции - это "две большие разницы".


Целевая же надбавка к тарифам на газ и электроэнергию "с целью реструктуризации долга" - это вишенка на торте. Очевидно, Ринат Ахметов со своими облэнерго и Дмитрий Фирташ с облгазами настолько бедны, что потребители должны собрать для них деньги, чтобы те вернули собственные долги.

Коррупционную опасность закона эксперты общественной антикоррупционной экспертизы оценили как максимальную: пять баллов из пяти возможных.

По поводу целевой надбавки Минтопэнерго в ответ на запрос заявил, что решение о порядке и сроках установления такой надбавки Кабмин не принимал. В то же время, правительство имеет право установить ее в любой момент.

Закон десять лет работал настолько эффективно, что в начале не удавалось отсудить с предприятий ТЭК также компенсации вследствие увечий на производстве.

Только после обращений граждан в Европейский суд по правам человека парламент внес в него изменения. Правки позволили выполнять решения судов по выплатам зарплаты и других компенсаций по трудовому законодательству.

Кроме того, было обращение в Конституционный суд по поводу толкования закона. Он решил, что акт распространяется только на долги, возникшие из-за неполных расчетов за энергоносители. Однако общей картины это не изменило.

Владельцы компаний в сфере ТЭК, среди которых не только Ахметов и Фирташ, на протяжении десяти лет успешно пользовались полученными привилегиями и укрепляли свою экономическую мощь. Очевидно, не без ущерба для государства и других субъектов экономики. Плоды этих процессов можно наблюдать и сейчас.

Прошло девять лет. Состоялся евромайдан, Янукович сбежал, и Украина начала жить по-новому. Именно в это время, 3 июля 2014 года, парламент, также еще дореволюционного состава, принял изменения к данному закону, окончания срока его действия до 1 января 2016 года. Подписал эти изменения уже президент Порошенко.

Поддержали акт фракции "Батькивщина" - 70 из 86 депутатов, Партия регионов - 58 из 81, УДАР - 30 из 41, "Свобода" - 33 из 35, КПУ - 0 из 24 "Экономическое развитие" (В. Хомутынник) - 27 с 39, "Суверенная европейская Украина" (И. Еремеев) - 30 из 35, "За мир и стабильность" (по слухам, финансировалась С. Курченко) - 2 из 32, внефракционные - 27 из 72.

Итак, представители всех партий, которые стояли на Майдане, поддержали продление действия закона, объединившись в голосовании с Партией регионов и ее сателлитами.

История, как известно, повторяется, и данный случай это красноречиво подтверждает. Опять после революции парламент принял откровенно лоббистские законы, после чего все разговоры о борьбе с коррупцией выглядят просто смешно.

14 мая 2015 новый парламент внес еще одни изменения, которыми сократил срок действия "процедуры погашения задолженности" до 1 сентября 2015 всем предприятиям ТЭК, кроме "Энергоатома", для которого она действует до 1 января 2016 года.
Однако при достижении определенных политических договоренностей депутатам ничего не будет мешать в сентябре снова продлить срок действия этой процедуры.

Именно поэтому возникает вопрос о целесообразности существования данного закона. Только одинаковые правила игры для всех отраслей позволят строить прочную рыночную экономику, в которой олигархам вроде Ахметова и Фирташа не будет места.