Игорь Коломойский проиграл – или лишь готовится к бою

Уже неделя, как Игорь Коломойский не губернатор. Некоторые поторопились заявить: война окончилась, противник сдался. Не ошиблись ли? Ведь отставка означает лишь то, что руки олигарху больше не сковывает, образно говоря, кодекс госслужащего.

Не исключено, что от губернаторского кресла Коломойский отказался так легко именно потому, что оно стало казаться ему тесным.

ДРК – это фейк

В разгар скандала вокруг «Укрнафты» и «Укртранснафты», когда стало понятно, что глава Днепропетровской области всерьез намерен бороться за контроль над государственным стратегическим предприятием, злые языки заговорили о войне олигархов в Украине. Причисляя к таковым и действующего президента, разумеется. «Это не что иное, как передел собственности», в один голос утверждали эксперты. И строили предположения: Коломойский устроит в отместку еще одну «народную республику» – Приднепровскую. Кстати, предположения такие строились и год назад, когда Коломойский только возглавил Днепропетровскую область.

«Мятеж и сепаратизм на Днепропетровщине? – отреагировал Игорь Коломойский. – Этого нет, не было и не будет. Украина едина. Мы движемся в одном направлении со страной, с президентом. У нас над головой один флаг, а мы флаги никогда не меняли».

Конечно, «народная республика» с центром в Днепропетровске или – с подачи, так называемого главы «ДНР» Александра Захарченко, ДРК (Днепропетровская республика Коломойского), не более чем «черный пиар» против экс–губернатора. Бизнес-интересы Коломойского никак не вписываются в рамки отдельно взятой области. Но отделись Днепропетровщина, и бизнесу в масштабах Украины конец. Он наверняка поэтому и возглавил область год назад, что понимал: если центробежные тенденции здесь возобладают, как в соседнем регионе, он разорится. Итог: Коломойский не разорился, а вот Ахметов, принявший тогда противоположное решение, уже почти банкрот.

«ДНР-2, или ДРК – это, конечно, чистый фейк, – убежден политолог Андрей Миселюк, директор Института социально–политического проектирования «Диалог». – Во–первых, сегодня ситуация радикально отличается от той, что была в марте–апреле прошлого года. Во–вторых, и это основная причина – жизненные бизнес–интересы Коломойского намертво переплетены с необходимостью сохранения Украины как самостоятельного и единого государства. Образно выражаясь, ему нужна вся Украина, а не одна лишь Днепропетровская область. ДРК – это потеря его бизнес–империи».

Пиар или политика

Впечатление после всего, что случилось: украинские эксперты, в большинстве, мотивов и намерений Коломойского просто не понимают. Например, сразу после отставки они стали предполагать: зарвался, меры не знал. Вторая теория: мелкий конфликт раздули, чтобы навредить президенту. Коломойский обе теории подтвердил.

«На мой взгляд, все, что происходило, – это был PR–повод для того, чтобы маленькие партии и фракции поднимали свой рейтинг, а рейтинг больших партий и фракций в коалиции снижался, – прокомментировал ситуацию уже экс–губернатор «Фокусу». – Это была PR–атака не на Коломойского, поскольку он был лишь губернатором и его можно уволить одним распоряжением. Это была атака против Блока Порошенко и Народного фронта, премьера и президента, попытка вбить клин». И добавил, что таки зарвался – не смог «расстаться со своим бизнес–прошлым, в душе оставаясь бизнесменом, а не чиновником». По его словам, его отставка уничтожила «конфликт интересов внутри Коломойского, а борьбы с Порошенко никогда не было».


На волне противостояния, которого «никогда не было», СМИ сразу же вспомнили, что президент Украины и бывший днепропетровский губернатор – одного поля ягоды. Петру Алексеевичу сразу припомнили Roshen – корпорация спокойно работает и в России. Добавим, что уголовное дело против Липецкой кондитерской фабрики прекращено, там в начале года запустили две новые производственные линии. 23 февраля Липецкая фабрика выпустила шоколад в обертке с георгиевской ленточкой, посвященный Дню защитника Отечества – того праздника, который президент назвал днем «начала аннексии Крыма». Хотя упрекнуть президента в отсутствии патриотизма никто не может. Это ведь бизнес, не более того. «Родина, Roshen и принципы не продаются», – пошутил в 2013 году в интервью Forbes будущий президент.

«Порошенко такой же олигарх, как и Коломойский, и вся страна об этом знает. Президент давал перед выборами обещание: продать собственность, продать липецкую фабрику в России и т. д. До сегодняшнего дня ни одной акции не продано, и выходит, что президент самый большой олигарх страны, который находится у власти», – эти слова Олега Ляшко, лидера фракции Радикальной партии в ВР, стали апофеозом критики президента в разгар противостояния с Коломойским. Может, это все сам Коломойский и придумал? Пиар экс–губернатора ведь только улучшился от подобного поворота событий: перегнул палку, потом поговорил с президентом по–мужски и ушел в отставку, доказав главное – он патриот. Высший пилотаж! И, кстати, тут же заявил, что в политику не пойдет – ему это неинтересно…

Без вооруженных захватов

А что же тогда интересно олигарху, если не политика? Может, «Укрнафта»? Эксперты неоднозначны во мнениях на этот счет.

«Укрнафту» и «Укртранснафту» Коломойский проиграл, конфликт исчерпан, – считает Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий. – Силы сторон были неравны: олигарха поставили в такие условия, в которых он вынужден был принять почетную капитуляцию. И никаких договоренностей о переделе собственности нет. Государственные предприятия остаются государственными, и с этим придется смириться всем».

«Когда Коломойский действительно боролся за «Укрнафту» – это видела вся страна. Именно из–за этой борьбы он вынужден был уйти с поста губернатора, – возражает ему Владимир Фесенко, президент Центра прикладных политических исследований «Пента». – Я думаю, что для себя он сделал выводы, да и влиятельные субъекты ему объяснили, что так действовать нельзя. Он будет бороться не за «Укрнафту», а за свои интересы в компании. За менеджмент, за открытый конкурс, за распределение дивидендов, за ресурс–ные возможности госкомпании и т. д.» При этом В. Фесенко считает, что конфликт интересов в нефтяном бизнесе в отличие от политического вовсе не исчерпан. И вариантов здесь всего два – или власть уже договорилась с олигархом, или Коломойский начнет добиваться своих интересов в судах. «Судиться он может и умеет, но это может быть не выгодно для олигарха, – сказал В. Фесенко. – Потому что в ближайшее время мы увидим серьезную борьбу против судей, которые зарабатывают на принятии нужных решений».

«Успех «днепропетровских» обусловлен тем, что они никогда особо не боялись действовать на грани, – добавляет Миселюк. – Они сами признаются сегодня, что год назад делали все, что давало результат. Это тот случай, когда цель – единство и целостность страны – оправдывает средства. И Коломойскому не привыкать: он по возможности действует в правовом поле, но если видит необходимость, то ищет возможность обойти закон. Буквально в понедельник депутат Лещенко написал о том, что глава на 100% государственной «Укртранснафты», но человек Коломойского, Александр Лазорко отказался уходить в отставку. Это говорит о том, что олигарх намерен продолжать бороться за контроль не только над «Укрнафтой», но и над «Укртранс–нафтой». Другое дело, что отныне он вряд ли позволит себе вооруженные захваты».

…Вопрос, конечно, еще и в том, будет ли продолжена борьба с олигархами. Ведь Игорь Коломойский сам их всех сдал, выступая три недели назад на заседании парламентской комиссии по приватизации. Упоминалась, в частности, фамилия Ахметова и законность приватизации им предприятий облэнерго. Тут в чем подоплека: если государство решило сломать олигархическую систему, то честь ему и хвала. И шансы Коломойского присвоить заново государственный нефтяной бизнес – нулевые. А если это война одних олигархов с другими, которая ведется вовсе не по законам? Тогда Коломойский ее может и выиграть. Найдет лазейку в законодательстве, воспользуется карманным правосудием, да мало ли еще что. Арсенал огромный и временем проверен.

АИФ