Информационный фронт: по каким направлениям наступают путинские провокаторы
Украина, находясь в состоянии информационной войны с Россией, пока не стремится к проведению своих информационных операций. При этом она больше обращает внимание на собственную информационную безопасность.
В текущем конфликте мы научились выявлять признаки информационной экспансии, определить ее цели и придавать их огласке. Это уже немало. Предупреждение о готовящейся провокации – тоже метод информационной борьбы. Зная о предполагаемой атаке пропагандистов, всегда можно подготовить необходимые ответные мероприятия.
Итак, информационная цель России, как оказалось, проста – Москва намеревается реинтегрировать Донбасс в состав Украины на правах федерации (или автономии) с пророссийскими фигурами во главе. Кроме этого, Москве важен внеблоковый статус Украины.
Этой цели посвящены практически все планы России в отношении Украины, в том числе, и информационного характера.
За длительное время информационной войны против Украины стало возможным определять тенденции направлений активных информационных действий. Они имеют прямую зависимость от политических, экономических и социальных процессов в России.
Их анализ определяет перспективные направления российского информационного давления. Поэтому, прогнозируется, что основными трендами информационных противостояний будут:
Во-первых, создание атмосферы недоверия у народа Украины к президенту Порошенко. Для этого во многих СМИ РФ распространяются мнения о якобы непоследовательной политике украинского президента, договорных отношениях с российским руководством по поводу «слива Украины» и нежелании обращать внимание на собственный «обнищавший народ».
Для формирования критических взглядов о Порошенко за основу берутся данные его биографии, политической карьеры, бизнеса или что-либо иное, а за тем создается проекция на существующую политическую ситуацию в стране. Материалы о президенте-изменнике часто можно заметить в видеоновостях в Д. Киселевым на канале «Россия 24» или в прессе, распространяемой в «ДНР»-«ЛНР», а также в Крыму.
Во-вторых, разобщение государственного руководства и ослабление политического управления Украиной. Так, в последние месяцы в российских СМИ формируется мнение о конфликтах внутри руководства Украины. Их показывают в виде двух полюсов: с одной стороны – Порошенко-Гройсман, а с другой – Яценюк-Турчинов-Аваков-Наливайченко-Коломойский.
При этом Порошенко изображается удобным для России политиком, с которым «еще можно вести диалоги и договариваться». А «его оппонентам» – уже дали несколько определений типа «натовские ястребы», «американские пособники» или тому подобное.
Команду премьера Яценюка показывают полным противопоставлением «президентским идеям мирного урегулирования конфликта на востоке Украины». Для достижения этой цели российские медиа используют цитаты украинских и зарубежных изданий, но придают им свои смыслы, созвучные с точкой зрения Кремля.
Очевидно, в разобщении украинского руководства Кремль видит путь реализации своих интересов по переговорному процессу о прекращении боевых действий на Донбассе. По их логике, с одной из сторон всегда легче договориться, особенно при наличии внутреннего конфликта. В подтверждение этому, в российской прессе уже идет подготовка к новому раунду переговоров. Это подтверждают факты широкого обсуждения вопросов об отводе Украиной своих тяжелых вооружений, федерализации Донбасса с российскими представителями во главе и восстановлении разрушенных регионов за счет украинского бюджета.
Одним из последний месседжей Москвы стала повторная попытка навязать мнение украинскому руководству о необходимости присутствия миротворческого контингента на оккупированной территории. Причем, есть данные, что план по убеждению украинского политикума по поводу российских миротворцев уже реализуется.
В-третьих, нагнетается атмосфера протестных настроений в украинском обществе. В основу создания такого тренда берутся крайне негативные оценки социально-политической ситуации в стране, а также демонстрация нестабильного морально-психологического состояния украинского общества. Здесь главную скрипку играют кремлевские телевизионные каналы и российские электронные издания.
Как показал мониторинг российских информационных источников, в последние недели основным мотивом протестных настроений в Украине стали:
· проблема мобилизации ВС Украины;
· оказание помощи воюющим частям на Донбассе;
· попытки украинских чиновников использовать АТО в собственных интересах;
· неразрешенные вопросы с переселенцами из оккупированных территорий;
· падение социальных гарантий для населения Украины и пассивность в этом властей.
Следует отметить, что для достижения цели этой задачи, российские специалисты делают ставку на «пятую колонну» украинской общественности, прикрываясь мотивами демократии или свободы мнений.
В-четвертых, намерение создать мощную прокремлевскую общественно-политическую силу с полномочиями «контроля» за действиями существующей власти. Кроме этого, на новое партийное объединение предполагается возложить задачи по продвижению интересов Кремля в Верховной Раде Украины, а также координации переговорного процесса по вопросам прекращения боевых действий на Донбассе.
Ввиду этого, стала проявляться новая политическая прослойка в Украине, основу которой составляет Оппозиционный блок в Верховной Раде. Здесь следует упомянуть и Виктора Медведчука, ставшего «гарантом по обмену пленными» в переговорах Минского формата и сделавшего за несколько дней ряд сенсационных заявлений после длительной паузы.
В этой связи, необходимо сделать акцент на том, что российские СМИ очень часто цитируют резкие высказывания Виктории Шиловой («Антивойна»), Татьяны Монтян, Сергея Разумовского («Каскад»), Руслана Коцабы и др. При этом, в отдельных случаях подобные цитаты подаются российской прессой, как «народный первоисточник» либо официальная позиция «прогрессивного населения Украины».
Что в этом случае должна делать Украина?
Ответ прост – вести упредительную работу и осуществлять полноценную информационную деятельность. На сегодняшний день оба эти пункта выполняются наполовину. Поэтому, необходимо вспомнить аксиому информационной войны – если аудитория не получила информацию из государственного источника, она ее будет ее искать у источника оппонента.
Подразумевается максимальное информирование о событиях в Украине во всех сферах жизни. В нем должны принимать самое непосредственное участие государственные лица от президента Украины и спикера СНБО до журналиста. Только тогда рейтинг нашего политического руководства будет укрепляться. А разного рода недомолвок, которые создают почву для Кремля, вообще не станет.
И второй вопрос – включить в активную работу министерство информационной политики. Это – сердце информационной кровеносной системы государства. Только тогда государственное информационное пространство сможет полноценно работать на политику государства, а не ограничиваться отключением российских каналов.
Таким образом, в информационном поле Украины продолжают наблюдаться попытки Кремля по навязыванию своих образов. Прогнозируется, что в самое ближайшее время со стороны РФ могут проводиться мероприятия по информационному влиянию по вопросам создания атмосферы недоверия к украинскому правительству, нагнетания протестных настроений, а также по формированию общественно-политической платформы пророссийского толка в украинском политикуме.
При этом, главным направлением противодействия российской пропаганде должно стать качественное и масштабное информирование украинской аудитории о принимаемых решениях и политики государства.
Вячеслав Гусаров, эксперт Центра военно-политических исследований, группа «ИС»