Инклюзия в садиках Днепра: "Детям с особыми потребностями необходима нормотипичная среда"
Один из детских садов Днепра посещает ребенок с инвалидностью – мальчик Саша (имя изменено по просьбе родителей). О том, как его приняли в группе, рассказала тьютор - педагог по индивидуальным программа - Светлана Саламатина.
"Сейчас Саше шесть с половиной лет, — делится она. — В марте прошлого года мы с ним начали работать в групповой терапии в ОО «Особое детство». Он занимался вместе с другими детьми с инвалидностью. Тогда Саша практически не говорил, у него наблюдался огромный перечень нежелательных поведения и вокализации".
Проще говоря, мальчик щипался, дрался, почти без умолку громко имитировал разные звуки. С такими особенностями трудно социализироваться.
"Именно тогда стало понятно, что детям с особыми потребностями необходима нормотипичная среда, а не коррекционная, — говорит тьютор. – Нужно, чтобы они не перенимали нежелательное поведение друг друга, а учились вести себя как обычные дети. Тогда мы с родителями и решили, что лучше отдать Сашу в обычный садик".
Чтобы подготовить мальчика к детсаду, тьютор работала с ним индивидуально по системе ABA-терапии (Applied behavior analysis — прикладной анализ поведения). Но в нормотипичную среду Саша попал не сразу. В сентябре прошлого года его определили в дефектологическую группу, где опять-таки занимались дети с нарушениями.
"Нашей целью было минимизировать, а лучше вообще убрать те особенности его поведения, которые могут мешать окружающим, — говорит Светлана. — Но в дефектологической группе выходило наоборот – он видел пример других детей, перенимал чужие вокализации и нежелательное поведение. На занятии Саша не мог высидеть и пяти минут – он без умолку выкрикивал разные звуки. Мы старались увеличить время хотя бы до десяти минут. Еще один минус особенного ребенка в особой среде — у таких деток очень часто бывают проблемы с коммуникацией, а Саше она нужна как воздух. В его группе из десяти человек на контакт шли только двое, да и то не всегда".
Несмотря на сложности, дефектологическая группа в обычном детском саду стала важным шагом в социализации ребенка. Через год, в сентябре, Сашу перевели в обычную группу.
"За эти месяцы мальчик стал намного спокойнее, — делится тьютор. — Он без проблем высиживает все 25 минут занятия. Нежелательное поведение, как и вокализации, минимизированы".
Саша попал в среду обычных детей. Кто-то из них быстрее учится, кто-то медленнее. Кто-то послушный, кто-то любит побаловаться. Но, наблюдая за ними, беря с них пример, Саша научился есть ложкой, самостоятельно одеваться и раздеваться.
"Если у него что-то не получается, дети ему помогают, — говорит Светлана. — Он все еще мало говорит и не умеет изъясняться длинными предложениями, но может, например, попросить машинку, и дети ему не отказывают. Когда он приходит в садик, они шумно радуются, и он на это реагирует и радуется в ответ. Дети даже в очередь становятся — кто сегодня будет идти с Сашей за руку. Мы попали в очень хорошую группу".
В ней около двадцати человек. И все они радушно приняли ребенка с инвалидностью. С ними он играет в домино, пазлы, в спортивные игры на улице, выполняет коллективные задания.
"Мы не мешаем, а помогаем учебному процессу, предлагаем новые идеи, — рассказывает тьютор. — С нашим появлением в группе стало больше совместных игр. Я, как тьютор, привнесла много своего в занятия, потому что мне нужно включать Сашу в игру. Я показала детям, что такое жетоны, визуальное расписание – то, что я использую в работе. Дети узнают много нового и учатся принимать ребенка с инвалидностью таким, какой он есть".
Надо сказать, что предварительных бесед с родителями и детьми не проводили. Разрешения на включение в группу ребенка с инвалидностью тоже не спрашивали.
"Насколько я знаю, в законодательстве не прописано, что нужно разрешение родителей, — говорит Светлана. — В нашей группе все приняли Сашу безоговорочно – и родители, и дети. Никто ни разу не спросил, что с ним не так, почему он так себя ведет. Если спросят, расскажу о его болезни максимально доступно. Надо отметить, что с таким ребенком всегда должен быть тьютор – обученный специалист. Ни мама, ни папа не смогут правильно вести работу с ним и с окружающими. Я провожу с Сашей все время, пока он в садике, и стараюсь корректировать его поведение, поощрять общение с другими детьми".
По словам Светланы, из шести детей, которые занимались в групповой терапии в ОО «Особое детство», четверо пошли в обычные садики и уже готовятся идти в обычные школы. А двоих отдали в специальные учебные заведения, их продвижение далеко не так успешно.
Источник - nashemisto.dp.ua