Избирательный процесс и политические инсинуации

Следующая неделя – время «Х» для отечественного политикума. Не позднее 16 июля в Украине должен стартовать избирательный процесс по проведению местных выборов.

Согласно проекту закона, проголосованному депутатами Верховной Рады три недели назад в первом чтении, выборы объявляются за 100 дней до их начала. Учитывая, что по Конституции выборы должны состояться в последнее воскресенье октября пятого года полномочий депутатов, этот процесс должен стартовать 16 июля, в следующий четверг.

А в четверг минувший в парламенте анонсировали принятие нового закона о местных выборах в окончательном варианте. Но не сложилось. Почему? Проект был включен в повестку дня 25-м. А, учитывая, что до него «рубились» по множеству кадровых вопросов и определялись с полномочиями всевозможных вновь созданных органов, очередь до рассмотрения, просто, не дошла. Да и не могла дойти.

Слишком уж много интересов разных политических сил сталкивается. И этот конфликт интересов, фактически, нивелирует возможность в законные сроки изменить правила проведения местных выборов.

Но, никогда не говори «никогда». Возможно, уже в этот четверг на внеочередном заседании парламентарии и придут к консенсусу, переварив 1700 поправок, внесенных в законопроект ко второму чтению. Пока эта инициатива только в разговорах (подписи за созыв внеочередной сессии никто не собирает, возможность ее проведения анонсируется лишь представителем политической силы, имеющей собственные претензии к новому избирательному законодательству).

Проголосовать закон в целом, похоже, будет очень сложно. Хотя, на самом деле, сейчас на первый план вышли более проблематичные вопросы. Один из них – кредит доверия к власти. Он уменьшается. Именно поэтому, на мой взгляд, и делается все «срочно». Без обсуждения.

А теперь о главной причине, почему проект Закона «О местных выборах» так и не допустили к рассмотрению. Минувшая парламентская неделя показала, что проблема, о которой много шепчутся в кулуарах, существует. И вышла она на первый план. Это отсутствие 100% контроля над голосами членов Коалиции.

Напомним, 2 июля, продлив заседание до 22.00, депутаты с муками проголосовали закон о реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте. Он дает право заемщикам возвращать долги банкам не по курсу сегодняшнего дня, а по курсу, действующему на день подписания кредитного договора.

При минимально необходимых 226 голосах, «за» проголосовали 229 депутатов. Голоса за проект дали представители всех фракций и поставили точку на парадном фасаде Коалиции.

Наибольшая депутатская фракция Блока Петра Порошенко, спикеры которой публично заявляли, что ее депутаты не будут голосовать категорически, дала 72 голоса. Президент был в ярости настолько, что срочно вызвал на «ночное собеседование» председателя фракции Юрия Луценко, и тот после написал заявление о сложении с себя этих полномочий.

И, хотя все выходные некоторые представители фракции и «приближенные лица» пытались подать информацию о сложившемся конфликте в более мягком формате, убеждая, что Юрий Витальевич написал заявление в состоянии эмоционального возбуждения и Президент не имеет к нему претензий, определенные источники такую информацию полностью опровергают.

Есть мнение, что Луценко решил повторить «подвиг» Яценюка. Тот, используя подобный прием, год назад остался в должности (хотя представление в Верховной Раде о его снятии было уже готово). Эмоциональным демаршем Яценюк тогда переиграл Порошенко, и тот был вынужден «просить» премьера не покидать кресло.

Очень похоже, что это же удалось и Луценко. Уже в воскресенье пресс-служба Президента сообщила, что в понедельник, 6 июля, состоятся консультации во фракции, и Луценко останется на должности ...

Но, что бы ни произошло, прецедент с «неконтролируемым» голосованием был и остается фактом. Все сразу заговорили о нарушении Регламента. О том, что голосовали карточки депутатов, которых нет в Украине. Что таким образом решения парламентом приниматься не должны ...

Вообще все это голосование по драматизму напоминает хорошо срежиссированную театральную постановку. Учитывая, что «страна в опасности», а под стенами Рады – возмущенные и требующие справедливости «заемщики», свой рабочий день парламентарии продлевают на 4 часа. Спикер всеми силами не хотел ставить этот проект закона на голосование, и только после демарша двух коалиционных фракций «Самопомощи» и ляшковцев, демонстративно покинувших зал, был вынужден поставить проект к рассмотрению.


Законопроект голосуют, он набирает необходимое количество голосов. В Верховной Раде – паника. Сразу же появляется проект решения об отмене результатов – голосов не хватает. Показательно, что никаких результатов по голосованию за этот проект на сайте Рады нет и сейчас. Предположу, что кому-то очень невыгодно их обнародовать, показав фамилии «могильщиков» Коалиции.

Далее – заявления о «популизме», о том, что «страна теряет банковскую систему», что это «крах договоренностей» и тому подобное. Все эти речи микшируются с объяснениями людей, заинтересованных в процветании частных банков. Критика Президента, его слова о несправедливости, за счет средств всех налогоплательщиков удовлетворять потребности 65 тыс. человек, которые не хотят или не могут обслуживать самостоятельно взятые ими валютные кредиты. Громкое заявление Гаранта Конституции об ответственной позиции общества. Он высказал абсолютную радость, что после этого голосования политики «старого типа», ожидающие получить аплодисменты общества, на самом деле получили очень холодный душ ненависти.

Ну чем не театр? Сомерсет Моэм, дожив до сегодняшнего дня, получил бы вдохновение для создания новой версии своего знаменитого романа.

Понятно, что этот проект, хотя и проголосован, не станет Законом никогда. Если его не отменит сам парламент, заветирует Президент. Хотя, я уверен, чтобы не «подставлять» Президента, будут приняты все возможные меры для признания голосования нелегитимным. Основной аргумент – нарушение Регламента (можно подумать, что такое в нынешней Верховной Раде произошло впервые).

Ряд депутатов уже написали заявления об «отзыве» своих голосов. Сейчас, по разным подсчетам, их из первичных 229 уже не осталось и 200. На кого «надавили», кому «пригрозили», кому дали «конфетку». Хотя имеющихся комментариев уже более чем достаточно, чтобы понять, кто «за», кто «против», кто за кого «воюет». Кроме того, организована массовая медийная «атака» с высказываниями возмущенных таким решением граждан. Заявления в СМИ «сыплются» как из рога изобилия.

Ясно, что в ближайшие дни проголосованный Закон «О реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте» отменят. Но это уже никак не повлияет на ситуацию. Реальность доказала, что лидеры партий не всегда контролируют «своих» депутатов настолько, чтобы быть уверенными в их голосованиях.

Фактически, в прошлую пятницу мы получили документальное подтверждение отсутствия у власти голосов для внесения изменений в Конституцию. Если нет 226 «за», то о каких 300 может идти речь, а изменения в Основной Закон принимают именно 300 голосами.

Ранее заявлялось, что депутаты Верховной Рады, скорее всего, не пойдут на каникулы (а следующая неделя у них по календарному плану работы – последняя предотпускная), и будут продолжать работать. Зачем? Это позволит партиям заниматься саморекламой, ведь местные выборы, все же, впереди. Все это понимают, и принятие того же «валютного» закона ярко указывает на начало избирательной гонки.

Как минимум, две парии из провластного большинства уже заработали себе дополнительные баллы и теперь имеют «козыри». Закон отменят, но запретить говорить представителям этих политсил, что они голосовали за народ, а их решение отменили – никто запретить не сможет. Такое развитие событий сегодня им только на руку. И даже отмененный Закон принесет им дивиденды в виде будущих голосов на местных выборах.

И на этом фоне о тех, кто был с самого начала на стороне людей, забудут. Ведь о необходимости реструктуризации валютных кредитов неоднократно говорилось еще парламентом прошлого созыва. Вопрос, конечно, дискуссионный, но для многих людей, имеющих валютные кредиты, он жизненно важен.

Я знаю множество историй украинцев, купивших на валютные заимствования квартиру, дом, организовавших бизнес... Сегодня они стоят на грани. Но есть множество историй других, когда, вопреки всему, люди продолжали платить. Как быть с ними и как не думать о будущем банковской системы, которая необходима экономике государства как кровь?

Вопрос гораздо глубже. Когда сегодняшняя власть поднимала курс доллара до заоблачных высот – думала ли она о людях и понимала ли последствия такого решения для экономики? Политические инсинуации превратили в реальные процессы зарабатывания на миллионах украинцев.

Есть ли выход. Безусловно. Всему свое время...

 

Владимир САЛЬДО