Эмбарго: плюсы и минусы

О торговой войне Украины и России, о взаимных запретах в перемещении и реализации товаров шла речь на пресс-конференции в медиацентре «Днепр Пост».

Политический обозреватель Юрий Райхель сообщил:
«Есть одна очень важная сторона вопроса, которой не так много внимания уделяют СМИ. Нам запретили транзит через территорию России на восток. Теперь возникли проблемы в торговле с Казахстаном, потому что Казахстан, из стран центральной Азии, – это наш самый крупный торговый партнер. С 2005 года мы постоянно вели разговоры о «великом шелковом пути», и как Украина к нему присоединится, дальше разговоров дело практически не шло. А теперь, как говорится, нужда заставила. Мы очень серьезно занялись проблемой транспорта в обход России. Тут есть транспортные, чисто технические проблемы, потому что необходима перевалка грузов через морские паромы, согласование таможенных правил. Но тем не менее поезд сдвинулся с места. И, наверное, к концу 2016 года мы этот вопрос решим: примерно 10–12 млн тонн грузов можно переваливать по этому пути. Причем с очень большим сокращением срока доставки – примерно 9–12 дней.

Я считаю, что наряду с чисто торговыми (коммерческими) проблемами (поиск выхода на другие внешние рынки, кроме России; повышение качества товара), вопрос транспорта сейчас приобретает максимальное значение. Если в течение 2016 года сможем практически решить проблему транспорта на Восток, мы очень серьезно откроем рынки центральной Азии. Это и Китай, и другие страны Востока, вплоть до Японии. Мы никак не могли отрезаться от России, теперь мы отрезали товарные поставки. По своему положению в торговле с Россией мы практически приближаемся к странам Балтии. Практически торговли у стран Балтии с Россией нет, есть только транзит через Рижский и Таллиннский порты. Россия никак не может решить проблему своих портов. Там тоже много разговоров. Много разворованных денег, а порты российские так и не могут составить реальную конкуренцию упомянутым портам.

Тут же возникает вопрос нашей Одессы, так как это крупнейший транзитный порт. Это и проблемы «Укрзалізниці», которая должна перевалить одесские грузы. То есть мы находимся в ситуации, когда экономические, политические и финансовые проблемы, связанные с российским эмбарго, с одной стороны, связываются в тугой узел, а с другой стороны, у нас появляются реальные предпосылки для развязывания этого узла. Так как коридор от Одессы до Гданьска (или до Балтийских портов) даже через Белоруссию или Польшу – это реальная возможность избавиться от российского давления. В том числе и в транспортном направлении. А появится транспортная инфраструктура, соответственно, снизятся транспортные издержки и сделают более конкурентоспособными наши товары, конечно, если они будут иметь европейское качество. А если наши товары будут иметь европейское качество, так их будут и на ближнем Востоке покупать».


Член совета «Лиги аудиторов Украины» Михаил Крапивко сказал:
«Наша торговля никогда не работала «с колес», у всех торговых сетей и оптовиков есть склады, запасы. И пока эти запасы уйдут, надо время. Учитывая то, что часть нашего населения не очень спешит покупать, в частности, продуктовые российские товары, то они и лежат на полках. Эмбарго не уберет полностью российские товары с нашего рынка. Во-первых, есть Белоруссия, которая в свое время поставляла в Россию омаров, сейчас нам будет поставлять какую-то часть российских товаров. Но это удлинит путь, удорожит товары, они потеряют какую-то часть своей конкурентоспособности. Торговле волей-неволей придется переориентироваться на Запад. Мы прекрасно понимаем, что торговле это не нравится. Не потому, что западные товары дороже, это не так на самом деле. Когда наши предприятия работают с восточными партнерами, у нас одинаково низкая налоговая культура.

Все знают, что, работая с западными партнерами, такие фокусы не пройдут. Поэтому понимают: либо упадет норма доходности торговли, либо подорожают товары. При этом если российско-белорусский путь тоже подорожает. Это одна сторона медали. Вторая. Наш экспорт на Россию. С 2010 года Россия резко сокращала наше присутствие на своем рынке. И практически сократила до тех границ, которые критичны для России. Но которые попали под эмбарго до нынешних событий, после аннексии Крыма. Это продукция военного назначения. Украина уже не пострадает. Пострадают те, кто торгует российскими товарами. Это продовольственная группа, бытовая техника (но не в том состоянии бытовой рынок, чтобы шевелиться). Запасы торговых марок бытовых товаров еще долго сохранятся, но открытие «шелкового пути» (прямая поставка с Китая) сделает их неконкурентоспособными.

Мы не застрахованы от того, что какой-то российский капитал откроет в Шанхае такую же сборку, как и у себя (той же торговой марки), и к нам будет поступать товар, бенефициаром прибыли которого будет гражданин России. Однако структура потребительского рынка резко изменится. Но нужно отдать должное, 2015 год нам показал, что наши аграрии очень удачно воспользовались политической ситуацией, то есть рынок овощей практически был украинским. Хотя один-два года назад это был турецкий, египетский рынок. У нас не хватает капиталовложений в перерабатывающие отрасли – хранение и переработку. И, к сожалению, то, что сегодня происходит в Украине в части проведения реформ и борьбы с коррупцией, не дает нам пока оптимизма, что эти деньги придут. Деньги есть, но они не придут в такой климат. Когда у нас лихорадит налоговую систему, судебная система не реформирована и многое другое».