Как Амур стал криминальным районом: история самопровозглашенного "короля" Днепра 90-х
В конце 80-х жизнь в Днепропетровском районе Амур была более захватывающей, чем в голливудских боевиках. Промышленный массив, отделенный от города быстрыми волнами Днепра, переживал не лучшие времена.
Искусный шулер-картежник Александр Мильченко по прозвищу «Матрос» быстро приобрел популярность среди парней. Широту авторитета добавила и карьера футболиста в прошлом. Когда-то он гонял мяч за любительский состав футбольного клуба «Днепр» и даже — за сборную УССР.
Поэтому, благодаря харизме, устойчивому характеру и знакомствам среди спортсменов, «Матрос» организовал свою банду, которая специализировалась на «отжиме» средств у бизнеса. Рассказывали, что речь шла о 10% от заработанного цеховиками.
И, кроме обложения нелегальными налогами первых предпринимателей, группа Александра Мильченко занималась и жестокими разбоями. Так «слава» о «Матросе» быстро распространяется не только по городу, но и по всей стране.
Известная российская песня «Мурка» начинается словами «прибыла в Одессу банда из-за МУРа». Как казалось бы тогда, что поется не про МУР, а про Амур, и не Благовещенск, а именно Амур-Нижнеднепровский район, который сейчас является частью города Днепр.
На помощь в «разборках» бритоголовым ребятам «Матроса» бандит привлекал не кого-нибудь, а олимпийского чемпиона Султана Рахманова.
Знаменитым на весь СССР «Матрос» стал в 1987-м после выхода статьи «Амурские войны» во всесоюзном журнале «Крокодил». Тогда о днепропетровском рэкетире заговорили чуть не на каждой советской кухне.
В стране взялись за расследование таких элементов, тогда и всплыла фигура "Матроса". Была организована всесоюзная кампания, которая в Днепропетровске имела эффект разорванной бомбы.
Весь город обсуждал. Даже вырезали журналы с подшивок. Собственно после того, как только к Мильченко было приковано внимание, он отправился в «места не столь отдаленные».
Историки рассказывают, что сейчас скандального текста в журнале уже не найти. Все статьи о «Матросе» в библиотечных подшивках кто-то тщательно уничтожил.
И тогда после огласки на весь Союз «Матроса» таки арестовали. Рэкетиру инкриминировали валютные операции и приговорили к 7 годам заключения.
И летом 1995-го, когда днепровский рэкетир Александр Мильченко вышел на свободу, ему понадобилось всего несколько месяцев, чтобы снова вернуть себе власть в городе.
В середине 90-х криминалитет уже был прочно связан с политиками. Довольно часто — с высокими чинами. Услугами «Матроса» заинтересовался сам премьер-министр Украины Павел Лазаренко.
Говорят, что политик обратился именно к Мильченко, чтобы тот подыскал ему «банду Кушнира» для ликвидации бизнесмена и политика Евгения Щербаня.
«Матрос» был приближен к премьеру Лазаренко, его зарубежным счетам. Деньги за убийство того же Щербаня поступали «Матросу», а он уже рассчитывался с исполнителями.
Дело Щербаня для известного на всю страну рэкетира стало решающим. После резонансного убийства девяностых, политическое кресло под Павлом Лазаренко зашаталось. Поэтому Александр Мильченко решил не ждать, пока очередь дойдет и до него.
Он взял машину, семью, деньги и поехал в Европу. На границе с Венгрией, прямо на таможенном пункте у него случился сердечный приступ и он умер. Это официальная версия.
Существуют такие осторожные предположения, что эта смерть не была естественной.
Провожать короля уголовного мира Украина в последний путь приехало аж 200 «мерседесов» с «братвой» со всего постсоветского пространства. И хотя мобильные телефоны в конце 90-х были большой редкостью, возле того дома на Амуре они звонили каждую минуту.
Читайте также Днепр в классике советского кино: как выглядел город на экранах страны (Фото)