Как экономят депутаты ВР: часовщики, педикюрщики и личная церковь
Регламентный комитет парламента заслушал отчет Аппарата Верховной Рады о расходах госсредств в 2014 году. «Главком» выбрал из них наиболее неоднозначные.
Даже беглое знакомство с выполнения депутатской сметой заставляет задаться вопросом, поддерживают ли аппаратные чиновники парламента идеи тотальной экономии и борьбы с коррупцией, провозглашенные в стране.
Без этого, например, будет сложно объяснить, как в штатное расписание высшего законодательного органа попали три часовщика, мастер маникюра и мастер педикюра. Это не выдумка. Во время заслушивания отчета о содержании депутатов, о наличии таких специалистов в штатном расписании Управления зданиями Верховной Рады заявляла депутат Ирина Ефремова. На фоне трех сотен уборщиц, десятков сантехников и электриков эти сотрудники - экзотика в парламентских стенах.
Московский след
У Ефремовой были вопросы не только к персоналу. Ее смущали расходы на аренду некоторых помещений для депутатов, а также своеобразная практика сдачи в аренду помещений Верховной Рады. В частности, выяснилось, что на седьмом этаже здания на улице Садовая, 3-а (там расположены парламентские комитеты) работает без документов на аренду храм Святого Равноапостольного Владимира УПЦ Московского патриархата.
Напомним, что этот приход в стенах парламента несколько лет открыл назад одиозный экс-депутат Игорь Рыбаков, прославившийся переманиванием в лагерь власти так называемых «тушек» (перебежчиков из оппозиционных фракций). Богослужения проходят почти ежедневно, в храме постоянно горят свечи и лампадки. Как отметила Ефремова, грубое нарушение пожарной безопасности может привести к беде – на том же этаже расположена… серверная комната Верховной Рады.
Депутаты также обнаружили, что чиновники парламента продлили до конца 2015 года контракт с российским «Альфа банком», на размещение в зданиях Верховной Рады его банкоматов. «…Нам рассказывают, что как только произошла аннексия Крыма, мы с «Альфа-банком» все разорвали… а потом мне приходит ответ, что с «Альфа-банком» мы работаем, и дают копию допсоглашения от 30 декабря 2014 года, где продолжено сотрудничество с «Альфа-банком» до 31 декабря 2015 года», - возмущался на заседании секретарь регламентного комитета Дмитрий Лубинец. «Альфа-банк» арендовал по одному квадратному метру в трех основных админзданиях Верховной Рады и был, как утверждают депутаты, монополистом по выдаче кэша в стенах Рады.
Кормить депутата – бизнес хуже не придумаешь
Отдельного внимания депутатов заслужила парламентская столовая. В 2014 году штат госпредприятия «Їдальня» Управления делами Аппарата Верховной Рады перевалил за сотню. «В смете на 2015 год статья расходов, субсидии и текущие трансферты составили 1,2 млн гривен, а по факту использования в 2014-м они превысили 2 млн гривен (из которых 1,6 млн гривен – оплата труда), - восклицал Лубинец. - За счет чего вы работаете? Получается, Вы ничего не зарабатываете?»
Как видно, кормить депутатов не выгодно, но еще хуже их возить. Из отчета Аппарата ВР, выяснилось, что в парламентской автобазе работает свыше трех сотен человек с зарплатным фондом почти миллион гривен. При этом за некоторыми комитетами закреплено лишь по одной машине, отметили депутаты и задались вопросом: зачем столько сотрудников?!
Экономия – никогда не была «коньком» парламентских чиновников. Вероятно, этим можно объяснить намерение построить жилой дом на Подоле для депутатов и чиновников Аппарата Верховной Рады. «В условиях войны вы предлагаете потратить 6,3 млн. гривен в 2015 году на проектирование жилого дома по улице Глыбочицкой, 79-97?!», - вопрошал у представителя администрации парламента депутат Лубинец. Мало того, еще один жилой дом подчиненные главы Аппарата ВР Валентина Зайчука планируют построить в переулке Нестеровский и заложили в смету этого года 600 тысяч гривен на проект.
Также депутаты обратили внимание на целую армию поставщиков товаров и услуг, которые появлялись прямо накануне заключения контрактов с Верховной Радой, после смены власти весной прошлого года.
Удачливые молодые предприниматели
К примеру, почти все канцелярские принадлежности парламентом закупались в 2014 году у предпринимателя Игоря Лубина, который зарегистрировался в качестве эспэдэшника год назад. Уже через три месяца посредник начал продавать канцелярию для депутатов. К концу года объем поставок достиг полумиллиона гривен.
Похожая ситуация связана с закупкой материалов и инвентаря для хозяйственных целей. 168 позиций на общую сумму 239 тыс. гривен парламенту продал предприниматель Олег Семинищ. Его имя в Едином госреестре юрлиц и физлиц-предпринимателей появилось в марте 2014 года. Еще 54 позиции было закуплено у некой Юлии Зинченко.
Одним из красноречивых примеров стали взаимоотношения парламента с компанией «Провентус». Она была создана за полгода до заключения договора с Управлением админзданий Верховной Рады. При этом в течение 2014 года успела выполнить работ по текущему ремонту зданий почти на полтора миллиона гривен. Общая сумма была распределена на несколько отдельных договоров, цена которых составила не более ста тысяч гривен. Поэтому тендерные процедуры не проводились. По отдельной статье «Провентус» также провел работы по удалению сухостойных деревьев и ремонта мебели на 200 тыс. гривен.
Как отметили в регламентном комитете, по результатам анализа тендерной документации, только в одном конкурсе на охрану зданий парламента участвовало более двух организаций.
Особое внимание парламентариев заслужили также экс-депутаты, которые отказываются выселяться из служебного жилья, предоставленного во время из каденции.
По словам депутата депутата Владимира Арешонкова, незаконно занятыми остаются 17 квартир, которые экс-нардепы должны освободить, поскольку предоставлялись лишь на время исполнения своих полномочий
Имена двоих таких жильцов были озвучены. Один из них – бывший регионал Валерий Бондик, по словам члена регламентного комитета Олега Куприенко, даже выиграл несколько судов, отстаивая свое право на государственное жилье. Вторая фамилия – Григорий Маньковский.