Как на самом деле работает ОБСЕ на Востоке

Вопреки Минским договоренностям бои на Донбассе до сих пор не прекращаются. Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ (СММ), которая выступает в Украине контролером перемирия, по словам волонтеров, экспертов и украинских военных, не всегда оказывается в горячих точках Донбасса и порой не замечает обстрелов боевиков. "Сегодня" выяснила, как работают наблюдатели на Востоке.

Миссия ОБСЕ в Украине включает 459 наблюдателей из 40 стран. Больше всего — из США — 49 человек и России — 26 человек. "Работает в миссии из 459 человек и 201 украинец, но в качестве советников, переводчиков, админперсонала, — рассказали в пресс-службе СММ. — На Востоке сейчас находится 350 человек. Их точки дислокации — в Мариуполе, Северодонецке и Краматорске. Сотрудники разбиты на группы, работают посменно. Каждая команда делится на патрули: например, по 6 человек в двух машинах. Ежедневно таких патрулей выезжает около 35. Почти в каждом есть врач, а все авто связаны между собой по спутнику. Они собирают информацию и сводят ее в один отчет". Свои отчеты наблюдатели направляют странам-участницам и в свою штаб-квартиру в Австрии. Там еврочиновники собираются и обсуждают ситуацию по Украине на основании этих данных.

Передвигаются наблюдатели только в бронированных авто с логотипами ОБСЕ на нескольких языках. Они одеты в сине-белые бронежилеты и каски с логотипами организации. Задача СММ — собрать информацию на местах. Задания наблюдателям дает операционный отдел, они также могут реагировать на сообщения СМИ и звонки местных жителей.

После Минских соглашений, СММ контролирует еще и отвод тяжелого вооружения. "Чтобы мы смогли подтвердить отвод, нам нужно знать, где находится это оружие, по какому маршруту его будут отводить и где оно впоследствии будет храниться, однако для этого ОБСЕ нужен беспрепятственный доступ к любой точке конфликта, который есть не всегда", — добавили в пресс-службе.


Там, где неопасно. Правда, волонтеры, которые побывали на фронте, рассказали "Сегодня", что наблюдателей ОБСЕ практически нет именно в зоне боевых действий. "Я их видела только под гостиницами, где они живут, и ресторанами, — утверждает волонтер Татьяна Рычкова. — В район Авдеевки, Песок, Широкино они почти не ездят. Они в основном держатся в окрестных селах за 40 км, а что там можно увидеть?". Украинские военные говорят, что толк от ОБСЕ есть. "По крайней мере, боевики где-то не так активно применяют тяжелое вооружение, как могли бы, если бы знали, что за ними не следят", — сказал нам спикер АТО Анатолий Стельмах.

В пресс-службе СММ подтвердили, что не ездят в горячие точки, так как там нет гарантии безопасности их сотрудников: "У нас нет, например, информации о нахождении мин и растяжек, поэтому деятельность наблюдателей может быть ограничена".
"Вместо ОБСЕ— миротворцы"

Политолог Владимир Фесенко считает, что миссия ОБСЕ за время конфликта на Донбассе показала, что не выполняет все задачи. "Минские соглашения предполагают, что ОБСЕ должна выполнять не только наблюдательную функцию, но и выступать в роли посредника, обеспечивая процедуру прекращения огня и отвод тяжелого вооружения. Но реализация соглашений показала плохой результат. Их не пускали под Дебальцево, им угрожают оружием, они не могут реально проконтролировать отвод. Складывается впечатление, что порой они действуют по принципу "ничего не вижу". Например, один из последних отчетов зафиксировал 130 взрывов в районе донецкого аэропорта, но откуда именно они были, миссия не знает. Поэтому и возникла инициатива с миротворцами, так как ОБСЕ не может эффективно способствовать разрешению конфликта".