Лекция Степана Хмары в Днепропетровске

Известный украинский политик Степан Хмара посетил Днепропетровск. Во время встречи с мэром Борисом Филатовым они говорили о том, что у временно оккупированных территорий нет другого будущего, кроме как с Украиной. Не обошли в беседе и другие темы, в частности, проблемы КБ «Южное».

Борис Филатов показал украинский флаг и части боевых снарядов, которые передали ему наши бойцы с передовой. В память о встрече политики обменялись подарками. Борис Филатов подарил Степану Хмаре уникальный альманах о Днепропетровске. «Есть много книг о Днепропетровске, и эта уникальна. Она рассказывает о городе через людей. Через призму историй их жизней», – сказал Борис Филатов. Еще один подарок от городского головы – уникальный альбом фотографий «Украина: взгляд с неба». В свою очередь Степан Хмара подарил мэру книгу собственного авторства «На пути к мечте». Далее в актовом зале Приднепровского энергостроительного техникума состоялась встреча из двух частей: лекции для молодежи и дискуссии со взрослыми. Автор книги «Белая ворона» (о Степане Хмаре) днепропетровская писательница Леся Степовичка подарила гостю две свои новые книги. Также Степан Хмара встретился с главным раввином Днепропетровска и Днепропетровской области Шмуэлем Каминецким, побывал в Музее истории еврейского народа и холокоста в Украине. О работе «Фонда обороны страны» гостю рассказали Алексей Ангурец и Наталья Хазан, а еще он посетил мемориал Небесной сотне и принял участие в митинге в защиту Геннадия Корбана.

Из лекции Степана Хмары

Москва слезам не верит
Украинский народ перенес такие испытания, какие не переносил никакой другой народ. Но мы должны победить. И мы победим. Но мы еще не преодолели наследие колониального угнетения. Мы выстояли, когда еще несколько сотен лет назад Российская империя вынесла нам смертный приговор. Другие империи ставили своей целью господствовать над другими народами, использовать плоды их труда.
Так сложилась судьба, что наш поработитель сказал, что украинцев не было и нет. Российская империя говорила: украинского языка не было, нет и быть не может. Сегодня Кремль говорит, что нет украинского народа. Они бросают нам смертный вызов и говорят, что здесь будет «русский мир». Они хотят не только господствовать на нашей земле, они хотят нас уничтожить. Война, которая сейчас идет на востоке, – это, прежде всего, война за умы людей. К сожалению, мы достигли еще минимальных успехов в избавлении от наследия колониального угнетения. Наша культура притеснялась, шла тотальная русификация во всех сферах. Именно нашу культуру Москва хотела уничтожить. Очень метко сказала легендарная поэтесса Лина Костенко: «Народы не умирают от инфаркта. У них забирают язык». Забирают язык как базу культуры. Нам хотели навязать комплекс «меншовартості», что наша культура – хуторянская и второстепенная. А культура Российской империи – выше. Но это не соответствует действительности. Наша культура несоизмеримо выше российской. Украинская культура строилась на других принципах, запросы на эту культуру были совсем другие. Наши происхождение и психология отличаются от российских. На нашей границе – варварский, агрессивный мир, который строил свою концепцию на экспансии, порабощении и присвоении чужого…
Украинский народ развивался на других принципах. Мы не искали землю, которую можно захватить. Начиная еще с Трипольской культуры, мы занимались не разрушением, а созиданием. У нас у первых в Европе начало развиваться оседлое земледелие. Именно из Украины на Европу распространилась культура земледелия. Мы несовместимы в нашей психологии и культуре. Концепция психологии москаля: «Москва слезам не верит». Вдумайтесь в эту фразу. У них нет сострадания. И мы сегодня имеем эти примеры – как уничтожают эталон нашего украинского духа, образец украинского офицера-воина Надежду Савченко. Это пример зла. Мудрый человек и великий политик Рейган недаром назвал Советский Союз империей зла. Нынешняя Россия объявила себя наследницей Советского Союза. Поэтому она тоже проводит ту же политику. Нам выпала нелегкая, но очень почетная роль стать на пути распространения этого зла.

Нужно избавиться от комплекса неполноценности
Такова наша судьба: Господь наградил нас землей, на которой можно построить рай на Земле, одарил нас талантами. Чтобы не быть пустословным, скажу: разве в русской культуре вы встретите что-то подобное гениальной Лесе Украинке? Ничего подобного. Она – уникальное явление мировой культуры. О российской – нечего и говорить. И не напрасно, весь советский период ее поэма «Бояриня» была запрещена. В ней она показала два характера: украинский и российский. Почитайте ее драматические произведения – там высший уровень философии любви, созидания и человеческого достоинства. Есть ли в российской культуре такое явление, как Иван Франко? Энциклопедист, уникальный человек с разносторонними талантами, который написал столько, сколько не поместилось в пятидесяти томах. Ученые говорят, что и в стотомное издание все его работы не поместятся. Где этот человек брал столько сил, чтобы передать свои таланты нам, следующим поколениям, чтобы это стало достоянием всего человечества? Он первый в Европе и в мире в 1903 году дал уничижающую критическую оценку марксизму: «Если найдутся политики, которые захотят внедрить теорию марксизма в жизнь, то получат такой ад на земле, которого еще не знала история человечества». Критика марксизма есть и в статье «Що таке поступ».

Я уже не говорю о стихах, утверждающих дух патриотизма. К примеру, стихотворение «Не пора», которое было запрещено в советский период. Кому еще Бог подарил такого пророка, как Тарас Шевченко? Нельзя говорить о нем только как о поэте, художнике и публицисте – это пророк. Он перевел Божьи заповеди, психологию божественного добра и достоинства на понятный, доступный нам язык. Это наш народ воспринял, несмотря на все запреты. Наша беда – в незнании себя, в незнании нашей культуры и истории. У нас есть примеры героических побед. Да, были трагические моменты. Но ни при каких испытаниях наш народ не складывал оружия. Ни против азиатских, ни против польских, ни против московских захватчиков. И били мы не раз москалей. И Сагайдачный стоял под Москвой, и Выговский разбил стотысячную московскую армию. Уже после Второй мировой войны легендарный участник украинского движения сопротивления Мирослав Симчич с побратимами в Карпатах разбил дивизию НКВД генерал-майора Дергачева. Этот генерал, который выселял крымских татар, погиб в Карпатах. Сегодня Мирослав Симчич, которому уже 92 года, живет с ясным умом.



Примером героизма является Украинская повстанческая армия, которая 10 лет без какой-либо внешней помощи оказывала героическое сопротивление. Почему? Потому, что она была из народа и отстаивала интересы, честь и достоинство украинского народа, его право жить и быть хозяином на своей земле. Каждое поколение несло свою эстафету. Шестидесятники, которые в других условиях и другими методами не прекращали борьбу. И так – до сегодняшнего дня. Так будет до тех пор, пока мы не победим. А мы победим потому, что современная Московская империя быстрыми темпами копает себе могилу. Ибо никогда Россия не стала бы империей, если бы не Украина: украинский воин, украинский интеллект. Вспомните, кто был идеологом российской империи. Кто назвал Московское государство Российским? Выходец из Украины, коллаборант Феофан Прокопович. Талантливый человек, но предавший Украину, пойдя на службу к сатрапу Петру. К сожалению, в нашей истории было много коллаборантов. Нужно изучать нашу историю, приумножать нашу культуру – она у нас гуманная, согласована с заповедями Всевышнего. Это еще раз подтверждает то, что мы должны победить, ибо мы есть воинами добра. Те, кто нам навязал войну – исчадия зла.

Поступки, а не слова
Каждый должен делать на своем месте маленький шаг, кто какой может. Мы должны помнить: украинский гражданин не должен быть равнодушным, пассивным. Только поступками, а не словами, измеряется смысл жизни. Мы должны понимать, что угрозы идут с разных сторон. Первый наш враг – на востоке. Мы говорим, что хотим идти в Европу. Это неправильно. Мы хотим показать, что мы – неотъемная часть европейского культурного процесса. Мы будем брать из Европы все лучшее, положительное. Я глубоко убежден, что мы не дойдем до такой деградации, чтобы узаконивать однополые браки. Брак может быть только между мужчиной и женщиной для воспроизведения человека. 

Наши таланты, особенно в сфере информационных технологий, работают во многих иностранных фирмах. У нас есть все основания быть уверенными в своих силах. И никогда не говорить, что все пропало. В моей жизни были такие моменты, когда казалось, что уже все. В 1980 году мне кагэбисты мне говорили: «Все. Твоя нога больше не ступит на Украину. И ты до конца своих дней не увидишь своих детей». В тот момент я почувствовал свое превосходство над этим отбросом-коллаборантом с украинской фамилией. Нужно выделять главные проблемы. Я хочу подчеркнуть, что война на гуманитарном фронте страшнее и опаснее, чем обычное вооруженное столкновение. Мы должны помнить о том, кто и чего хочет. «Русский мир» хочет уничтожить нашу душу, нашу культуру, нашу память, украсть нашу историю. В то время, когда я прожил большую часть своей жизни, нам было тяжело. Мы не могли читать то, что хотели. Многих произведений нельзя было найти. В годы тоталитарного московского режима я долго искал сочинения Донцова. Мало того, что это было опасно – если их нашли у вас, то это гарантированная тюрьма. Найти было очень тяжело. Но, кто ищет – тот всегда найдет. Я нашел. Сегодня намного легче. Можно свободно читать. И нужно читать молодым людям Донцова и других гигантов нашей политической мысли и других направлений нашей культуры.

Вот я сейчас в очень русифицированном Днепропетровске. Но у нас нет проблемы в общении. Мы должны быть примером того, как уважать себя и свою Конституцию. В десятой статье Конституции есть такая формулировка: «В Украине государственным языком является украинский. Государство всесторонне содействует развитию украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины». Через язык хотят разъединить украинцев, чтобы облегчить Путину работу. В 1990 году, будучи депутатом Верховной Рады Украины первого созыва, я очень часто бывал на Донбассе, объездил его вдоль и поперек. Выступал перед шахтерами. У меня принцип: на территории Украины я могу перейти на другой язык только тогда, когда кто-то приехал и действительно не понимает украинского языка. Мы не можем терпеть то, что когда-то сказал ваш земляк Александр Вилкул: «А я хорошо знаю украинский язык, но я не хочу и не буду им пользоваться». Таких много. А нынешняя власть вместо того, чтобы бороться с «пятой колонной», борется с украинскими патриотами. Она преследует наших добровольцев, активных общественных деятелей. В том числе вашего земляка Геннадия Корбана. Его держат за решеткой за то, что он принимал участие в активном сопротивлении путинским кланам в том весеннем так называемом русском марше. Я убежден, что это месть за его поведение в 2014 году. По возможности я бываю на всех судах. Человека демонстративно пытаются унизить и держать в тюрьме. Если хотите расследовать – пожалуйста, расследуйте, никуда Корбан не денется. То, что происходит сейчас, имеет много признаков того, что должностные лица осуществляют государственную измену. Многие их поступки попадают под статью 110 Уголовного кодекса. Если они не возьмутся за ум, они могут закончить хуже, чем их предшественники.

Не врать людям
Мы должны помнить, что лозунгом Оранжевой революции был лозунг: «Ні – брехні!». Мы избавились от лжи? Нет. Я давно говорю о том, что вещи нужно называть своими именами. Правда – это наше самое большое оружие. Если бы наша власть это делала, мы бы не потеряли часть своей территории. Нельзя называть российско-украинскую войну АТО. То же говорит и Путин. Он говорит, что в Украине есть внутренний конфликт, к которому Россия не имеет отношения, а российских войск в Украине нет. Но и АТО не осуществляется. Вожаки террористов давно должны быть уничтожены. А не велись бы с ними разговоры под диктовку Москвы.

Днями люди пришли под посольство России с требованием прекратить оккупацию Украины. Мы требуем от Президента Украины разорвать дипломатические отношения с Россией. Это ключ к разрыву других отношений: экономических, политических, гуманитарных. Это национализация всего имущества Российского государства на территории Украины, а также арест имущества граждан России в Украине (до решения вопросов). Если бы мы так поступили, то у нас не один иск лежал бы в Гаагском суде и в других международных юридических учреждениях с требованием привлечь к ответственности организаторов агрессии. Это нам нужно и как юридическое основание для того, чтобы в будущем требовать от России-агрессора компенсации за причиненный Украине ущерб. Прежде всего, это невосполнимые утраты – смерть наших героев и гражданских лиц, погибших от российских оккупантов и их оружия.

У нас появляется моральное и юридическое право обращаться к нашим союзникам, а у них – применять широкомасштабные санкции против России. И мы имели бы моральное право требовать от наших партнеров, которые подписали Будапештский меморандум, оказать нам достойную военную и финансово-экономическую помощь. Сейчас самая большая угроза для мира – российский империализм. У Украины есть ключ для ускорения развала Российской империи. Нам нужно только желание успешно им воспользоваться. Думаю, что в ближайшее время события будут развиваться очень интересно. Мы должны заставить власть работать на наше государство и не позволять ей только врать и грабить украинский народ, пользуясь его терпением. У нас очень много умных и активных граждан. Но они дисперсно рассеяны. Чем больше их объединится в общественные организации, тем лучше. Политические организации могут вырасти из здоровых общественных организаций. Но в партийно-государственном строительстве должна быть четко продуманная последовательность. Ибо допущенные ошибки могут привести к беде.

Степан Ильич Хмара родился в 1937 году в Львовской области. 

После окончания школы четыре года работал водителем, после чего поступил в Львовский мединститут. После окончания института работал врачом-стоматологом в поселке Горняк Червоноградского горсовета Львовской области. Участвовал в диссидентском движении. Распространял самиздат. Перевел работу Андрея Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Принимал участие в выпуске подпольного журнала «Украинский вестник», где напечатал статьи «Этноцид украинцев в СССР» и «Генеральный погром». В 1975 году – первый арест, но дело было закрыто в связи с отсутствием доказательств преступления. В 1980 году Степана Хмару арестовывали и приговорили к семи годам лишения свободы и пяти годам ссылки за антисоветскую пропаганду. Вышел на свободу в 1987 году. Продолжил работать врачом-стоматологом. Принимал участие в воссоздании Украинской Хельсинкской группы. В 1990 году избран депутатом Верховного Совета УССР по мажоритарному округу во Львове. Участвовал в принятии Декларации о государственном суверенитете Украины и Акта провозглашения Независимости Украины. В 1994–1998 годах – народный депутат Украины второго созыва. В 2002–2006 годах – народный депутат Украины четвертого созыва Герой Украины, награжден орденами Свободы и Ярослава Мудрого.

Владимир Притыскач