Лесопилки и засоренный берег: как выглядела набережная Днепра начиная с 1930-го (Фото)
Набережная Днепра - ныне весьма популярное место для прогулок и фото. Сложно поверить, что раньше на этой территории располагалась промзона, а берег реки был крайне запущен и засорен. Днепровская Панорама предлагает посмотреть, как менялся вид набережной в прошлом веке.
Промзона Днепра
Берег Днепра от железнодорожного моста, кончая Литейной улицей - один сплошной лесной склад. Это центр лесного рынка, где происходит продажа, скупка и распилка леса. Сюда приплывают плоты, здесь они разгружаются.
"На берегу несколько лесопилок, заваленных днем и ночью работой, особенно в летнее время. Вообще днепровский берег крайне запущен и засорен. Благодаря отсутствию всякого надзора, он в последнее время превратился в сплошной свалочный пункт" (свидетельство очевидца 1910 года, "Южная заря", Екатеринослав, 1914 г.).
Такой была екатеринославская набережная после официального основания города на правом берегу Днепра. До начала XX века выхода к берегу практически не было. Затем его оборудовали на ул. Иорданской (Коцюбинского) для проведения праздника Крещения. Однако и пускали туда далеко не каждого. На выходе к Днепру для екатеринославских VIP-персон устроили платные закрытые купальни, к которым вели дощатые мостки.
С течением времени лесные предприятия вдоль Днепра сменили промышленные, берег был хаотично "усеян" пристанями и торговыми помещениями.
В средине 30-х годов XX века власти всерьез задумались о благоустройстве города и его прибрежной зоны. Идее образцового, культурного, социалистического города способствовало сооружение плотины ДнепроГЭС. Согласно плану, гранитная набережная должна была выполнять функцию защитного барьера от наводнений, а вдоль нее планировали разместить административно-культурный центр — дом Красной армии, Радиотеатр, Аэроклуб и многое другое.
Дом Красной Армии должен был стать одним из самых грандиозных зданий набережной. Однако проект так и не был реализован.
Железная дорога на набережной
По факту к благоустройству набережной приступили в 1934 году. До 1940-х удалось лишь упорядочить небольшой участок от улицы Ленина до Железной (Миронова). В середине 1930-х гг. возвели облицованную гранитом подпорную стенку, а в 40-х работы велись между улицами Харьковской и Ленина. Дельнейшей реализации поставленных планов помешала война.
Набережная, во всей полноте смысла слова, появилась в 60-х – начале 70-х годов благодаря Борису Мильману и ряду других не менее знаменитых инженеров и архитекторов. Под его руководством строительство городской набережной велось интенсивно и целенаправленно: от парка Шевченко до Старого моста. Прибрежную зону облагораживали с использованием уже существующих довоенных построек.
Земснаряды в акватории Днепра намывали песок, подравнивали береговую линию. Затем берег укрепляли, прокладывая огромный железобетонный коллектор. Он был такой большой, что в нем мог проехать легковой автомобиль.
"В конце 40-х годов, когда завод Петровского работал на полную мощность, мы столкнулись с проблемой: куда девать шлак и мусор? Напрашивался вариант – сдвинуть шлак с берега Днепра в воду, чтобы образовалась "полка" — основание для строительства набережной. Эта идея была принята. От завода Петровского вдоль Днепра потянулась десятикилометровая железнодорожная ветка. Специальные вагоны-думкары доставляли на берег отходы и выгружали их. Затем все разравнивали бульдозеры. Работы продолжались довольно долго и закончились во второй половине 1960-х. Но сооружение получилось необыкновенное", — когда-то поведал В. Деревянко, бывший директор Металлургического завода им. Г.И. Петровского.