Малоизвестная история районов Днепра (Фото)

Еще во времена Екатеринослава (Днепра) западная окраина города была определена для заводских территорий.

В советское время и цеха разрослись, и населения стало гораздо больше, поэтому в западной части Днепропетровска появились новые жилые массивы. Сообщает Екатеринославъ — Днепропетровск.

«ЗАПАДНЫЙ»

Жилой массив «Западный» — своеобразный «анклав», окруженный заводами с одной стороны, балками и лесопарками — с другой. Его начали застраивать в конце 1960-х годов, и уже в 1973 году здесь стояли кварталы светло-серых пятиэтажных и белых девятиэтажных домов, общежития, школы, детские сады и магазины. На новом жилмассиве селились рабочие завода им. Петровского, трубопрокатного завода им. Ленина, ДЗМО, «коксохима» и других крупных заводов.

rajon

Главной проблемой жизни на «Западном» всегда была транспортная. Добраться на массив можно только с восточной стороны по улице Маяковского. Собственно, улицы как таковой и нет — это трасса, пролегающая возле заводских цехов. И в советское время и сейчас на «Западный» ходят трамваи №5 и №14. Маршруток раньше не было. Громыхающим трамваем «пятеркой» из центра города на массив нужно было добираться около часа. И в то же время с соседних холмов, скажем со стороны проспекта Ивана Мазепы (до недавнего времени пр. Петровского), буквально «просится» переправа к жилому массиву «Западный».

rajon1

В 1960-х годах была выдвинута и начала осуществляться идея так называемого Большого кольца вокруг центра Днепропетровска. Магистраль была названа Проспект Ильича, но из всего планируемого кольца удалось построить только несколько кварталов в районе проспекта Кирова (ныне пр. Александра Поля). Часть перспективных проектов развивали и дальше, исходя из того, что проспект Ильича все-таки будет достроен. Восточная ветка будущего проспекта Ильича должна была пересечь Рыбальскую и Аптекарскую балки, проспект Петровского, дойти до жилого массива «Западный», а дальше сойти по эстакаде вниз к Днепру и выйти на Кайдакский мост, который был сооружен как часть этого проекта. Однако полностью этот грандиозный проект эпохи социализма, к сожалению, реализован не был. И построенный в спешке жилой массив «Западный» так и остался без удобных подъездов к нему.

«КРАСНЫЙ КАМЕНЬ», «ПОКРОВСКИЙ» (бывший «Коммунар»), «ПАРУС»

Момент рождения новых жилых массивов, расположившихся в прибрежной части западной окраины Днепропетровска, можно точно определить по заметке в газете «Днепровская правда». 9 января 1971 года эта газета писала: «Около парка имени Ленина над Днепром закладывается фундамент девятиэтажного дома. Скоро трест «Днепрожилстрой» начнет воздвигать дом — первенец нового микрорайона. Там, где раньше были Диевские плавни, сейчас намывают песок. На протяжении четырех километров будет сооружено 420 тысяч квадратных метров жилья, школы, детские комбинаты, магазины, столовые».

rajon4-1

Так был заложен крупный жилой массив, который сначала официально назывался «Диевский», а затем «Петровский». Массив должен был состоять из трех районов, названия которых определились тогда же. Это «Красный Камень», «Коммунар» и «Парус». Первенцем стал «Красный Камень», возникший между старинными поселениями Диевка и Новые Кайдаки, основанными еще в XVII-XVIII веках. В районе одноэтажной застройки за два десятилетия выросли кварталы многоэтажек, в которых получали квартиры в основном рабочие близлежащих промышленных предприятий.

rajon3

В начале 1970-х годов в этих местах были болота, поймы, горы промышленных отвалов. Под массив отвели огромную территорию в 250 гектаров, часть которой пришлось специально намывать. Для подготовки участка под застройку первой очереди массива намыли 900 тысяч кубометров песка. Эти работы проводил трест Днепроспецстрой, под руководством Бориса Мильмана — знаменитого строителя днепропетровской набережной. В районе будущего жилмассива планировалось создать большую рекреационную зону. Часть днепровских плавней должна была превратиться в роскошный гидропарк. Правда, эта идея до сих пор остается нереализованной.

Момент основания жилмассива «Красный Камень» с большим пафосом отобразила газета «Днепровская правда» от 1 июня 1971 года: «На территории в 50 гектаров разместятся многоэтажные крупнопанельные жилые дома общей площадью более 110 тысяч квадратных метров. Застройка этого участка проходит в районе улиц Крайней, Бакинских комиссаров, Набережной. Закладка первого дома начинается в текущем году. Это будет девятиэтажное кирпичное здание на 450 квартир, фасадом в сторону Днепра. Готовится площадка и для других домов. Зданий ниже девяти этажей здесь не будет. Предусмотрены одно, двух, трех, четырех и пятикомнатные квартиры».

В первой половине 1971 года на территории будущего «Красного Камня» кипела работа по подготовке площадок под фундаменты многоэтажек. Для проектирования массива были привлечены лучшие в городе архитектурные силы. Главным архитектором стал Евгений Яшунский — соавтор проекта жилмассива «Победа» и реконструкции парка им. Шевченко в начале 1970-х годов. Его соавторы — архитекторы Матвей Зарайский, Оскар Хавкин, Олег Чмона, Николай Луценко и другие. В 1974 году здесь возвели 16-этажный дом из монолитного железобетона методом скользящей опалубки. Это был второй такой дом в Днепропетровске. Первый возвели годом ранее на улице Строителей. Чуть позже на массиве возвели вторую 16-этажку. Автор проекта высоток — архитектор Олег Чмона.

Имя «Красный Камень» — одно из самых романтичных в городе. Название произошло от бывшего карьера, где когда-то добывали красный гранит. Со строительством жилмассива вокруг карьера возник сад «Красный Камень» — визитная карточка района. Сад площадью 8 гектаров был закончен в 1976 году, к 200-летнему юбилею Днепропетровска. На месте карьера появилось красивое искусственное озеро, заполненное родниковыми водами. Его диаметр — около 200 метров, глубина — от 6 до 20 метров. Здесь же построили амфитеатр на 1500 мест. Центральным элементом сада стал фонтан «Юбилейный». В нем было 200 струй, а главная струя поднималась на 30 метров. Авторы проекта сада — Евгений Яшунский и Леонид Халявский.

rajon5

После «Красного Камня» приступили к строительству районов «Коммунар» (конец 1970-х годов) и «Парус» (начало 1980-х годов). Они продвинулись западнее и заняли часть территории поселка Диевка. Достопримечательностью массива «Коммунар» является старинная Крестовоздвиженская церковь. Сегодня небольшой храм окружает плотная многоэтажная застройка. Церковь в селении Диевка была построена между 1812 и 1817 годами. В 1910-х годах к храму была пристроена колокольня в псевдорусском стиле. Крестовоздвиженская церковь считается старейшим культовым сооружением нашего города.

В конце 1995 года в Днепропетровске открылось метро. Одна линия из шести станций заканчивается на жилмассиве «Коммунар» станцией «Коммунаровская», которая расположена в центре бывшего селения Диевка. В начале 1990-х годов было предложение придать названию станции исторический колорит — «Коммунаровскую» сделать «Диевской». Но дальше предложения переименование тогда так и не зашло. И только в 2015 году жилой массив «Коммунар» был переименован в «Покровский». Такое же название получила и станция метро, ставшая теперь «Покровской».

«Можно без преувеличения утверждать, что население Диевского массива будет жить на курорте», — писали авторы книги «Днепропетровск сегодня и завтра» в 1973 году. Реальность, увы, оказалась прозаичнее. Тем не менее, более сорока лет назад на карте города появились районы, без который нынешний город на Днепре представить уже невозможно.

Источник: Вести Приднепровья